В Уставе черным по белому сказано: рано или поздно любой
мастер получает Заказ. Настал этот день и для меня.
Заказчику было лет шесть. Он сидел, положив подбородок на
прилавок, и наблюдал, как «Венксинг» копирует ключ от гаража. Мама Заказчика в
сторонке щебетала по сотовому.
— А вы любой ключик можете сделать? — спросил Заказчик,
разглядывая стойку с болванками.
— Любой, — подтвердил я.
— И такой, чтобы попасть в детство?
Руки мои дрогнули, и «Венксинг» умолк.
— Зачем тебе такой ключ? — спросил я. — Разве ты и так не
ребенок?
А сам принялся лихорадочно припоминать, есть ли в Уставе
ограничения на возраст Заказчика. В голову приходил только маленький Вольфганг
Амадей и ключ к музыке, сделанный зальцбургским мастером Крейцером. Но тот ключ
заказывал отец Вольфганга…
— Это для бабы Кати, — сказал мальчик. — Она все вспоминает,
как была маленькая. Даже плачет иногда. Вот если бы она могла снова туда
попасть!
— Понятно, — сказал я. — Что же, такой ключ сделать можно, —
я молил Бога об одном: чтобы мама Заказчика продолжала болтать по телефону. —
Если хочешь, могу попробовать. То есть, если хотите… сударь.
Вот елки-палки. Устав предписывает обращаться к Заказчику с
величайшим почтением, но как почтительно обратиться к ребенку? «Отрок»?
«Юноша»? «Ваше благородие»?
— Меня Дима зовут, — уточнил Заказчик. — Хочу. А что для
этого нужно?
— Нужен бабушкин портрет. Например, фотография. Сможешь
принести? Завтра?
— А мы завтра сюда не придем.
Я совсем упустил из виду, что в таком нежном возрасте
Заказчик не пользуется свободой передвижений.
— Долго еще? — Мама мальчика отключила сотовый и подошла к
прилавку.
— Знаете, девушка, — понес я ахинею, от которой у любого
слесаря завяли бы уши, — у меня для вашего ключа только китайские болванки,
завтра подвезут немецкие, они лучше. Может, зайдете завтра? Я вам скидку
сделаю, пятьдесят процентов!
Я отдал бы годовую выручку, лишь бы она согласилась.
Наш инструктор по высшему скобяному делу Куваев начинал
уроки так: «Клепать ключи может каждый болван. А Заказ требует телесной и
моральной подготовки».
Придя домой, я стал
готовиться. Во-первых, вынес упаковку пива на лестничную клетку, с глаз долой.
Употреблять спиртные напитки во время работы над Заказом строжайше запрещено с
момента его получения. Во-вторых, я побрился. И, наконец, мысленно повторил
матчасть, хоть это и бесполезно. Техника изготовления Заказа проста как пробка.
Основные трудности, по словам стариков, поджидают на практике. Толковее старики
объяснить не могут, разводят руками: сами, мол, увидите.
По большому счету, это справедливо. Если бы высшее скобяное
дело легко объяснялось, им бы полстраны занялось, и жили бы мы все припеваючи.
Ведь Пенсия скобяных дел мастера — это мечта, а не Пенсия. Всего в жизни
выполняешь три Заказа (в какой момент они на тебя свалятся, это уж как
повезет). Получаешь за них Оплату. Меняешь ее на Пенсию и живешь безбедно. То есть,
действительно безбедно. Пенсия обеспечивает железное здоровье и мирное,
благополучное житье-бытье. Без яхт и казино, конечно, — излишествовать
запрещено Уставом. Но вот, например, у Льва Сергеича в дачном поселке пожар
был, все сгорело, а его дом уцелел. Чем такой расклад хуже миллионов?
Можно Пенсию и не брать, а взамен оставить себе Оплату.
Такое тоже бывает. Все зависит от Оплаты. Насчет нее правило одно — Заказчик
платит, чем хочет. Как уж так получается, не знаю, но соответствует такая
оплата… в общем, соответствует. Куваев одному писателю сделал ключ от «кладовой
сюжетов» (Бог его знает, что это такое, но так это писатель называл). Тот ему в
качестве Оплаты подписал книгу: «Б. Куваеву — всех благ». Так Куваев с тех пор
и зажил. И здоровье есть, и бабки, даже Пенсия не нужна.
Но моральная подготовка в таких условиях осуществляется со
скрипом, ибо неизвестно, к чему, собственно, готовиться. Запугав себя провалом
Заказа и санкциями в случае нарушения Устава, я лег спать. Засыпая, волновался:
придет ли завтра Дима?
Дима пришел. Довольный. С порога замахал листом бумаги.
— Вот!
Это был рисунок цветными карандашами. Сперва я не понял, что
на нем изображено. Судя по всему, человек. Круглая голова, синие точки-глаза,
рот закорючкой. Балахон, закрашенный разными цветами. Гигантские, как у клоуна,
черные ботинки. На растопыренных пальцах-черточках висел не то портфель, не то
большая сумка.
— Это она, — пояснил Дима. — Баба Катя. — И добавил
виновато: — Фотографию мне не разрешили взять.
— Вы его прямо околдовали, — заметила Димина мама. — Пришел
вчера домой, сразу за карандаши: «Это для дяди из ключиковой палатки».
— Э-э… благодарю вас, сударь, — сказал я Заказчику. —
Приходите теперь через две недели, посмотрим, что получится.
На что Дима ободряюще подмигнул.
«Ох, и лопухнусь я с этим Заказом», — тоскливо думал я. Ну
да ладно, работали же как-то люди до изобретения фотоаппарата. Вот и мы будем
считывать биографию бабы Кати с этого так называемого портрета, да простит меня
Заказчик за непочтение.
Может, что-нибудь все-таки считается? неохота первый Заказ
запороть…
Для считывания принято использовать «чужой», не слесарный,
инструментарий, причем обязательно списанный. Чтобы для своего дела был не
годен, для нашего же — в самый раз. В свое время я нашел на свалке допотопную
пишущую машинку, переконструировал для считывания, но еще ни разу не
использовал.
Я медленно провернул Димин рисунок через вал машинки. Вытер
пот. Вставил чистый лист бумаги. И чуть не упал, когда машинка вздрогнула и
клавиши бодро заприседали сами по себе: «Быстрова Екатерина Сергеевна, род. 7
марта 1938 года в пос. Болшево Московской области…»
Бумага прокручивалась быстро, я еле успел вставлять листы.
Где училась, за кого вышла замуж, что ест на завтрак… Видно, сударь мой Дима,
его благородие, бабку свою (точнее, прабабку, судя по году рождения) с натуры
рисовал, может, даже позировать заставил. А живые глаза в сто раз круче
объектива; материал получается высшего класса, наплевать, что голова на рисунке
— как пивной котел!
Через час я сидел в электричке до Болшево. Через три —
разговаривал с тамошними стариками. Обдирал кору с вековых деревьев. С усердием
криминалиста скреб скальпелем все, что могло остаться в поселке с тридцать
восьмого года — шоссе, камни, дома. Потом вернулся в Москву. Носился по
распечатанным машинкой адресам. Разглядывал в музеях конфетные обертки конца
тридцатых. И уже собирался возвращаться в мастерскую, когда в одном из музеев
наткнулся на шаблонную военную экспозицию с похоронками и помятыми котелками. Наткнулся
— и обмер.
Как бы Димина бабушка ни тосковала по детству, вряд ли ее
тянет в сорок первый. Голод, бомбежки, немцы подступают… Вот тебе и практика,
ежкин кот. Еще немного, и запорол бы я Заказ!
И снова электричка и беготня по городу, на этот раз с
экскурсоводом:
— Девушка, покажите, пожалуйста, здания, построенные в сорок
пятом году…
На этот раз Заказчик пришел с бабушкой. Я ее узнал по
хозяйственной сумке.
— Баб, вот этот дядя!
Старушка поглядывала на меня настороженно. Ничего, я бы так
же глядел, если бы моему правнуку забивал на рынке стрелки незнакомый слесарь.
— Вот Ваш ключ, сударь.
Я положил Заказ на прилавок. Длинный, с волнистой бородкой,
тронутой медной зеленью. Новый и старый одновременно. Сплавленный из металла,
памяти и пыли вперемешку с искрошенным в муку Диминым рисунком. Выточенный на
новеньком «Венксинге» под песни сорок пятого.
— Баб, смотри! Это ключик от детства. Правда!
Старушка надела очки и склонилась над прилавком. Она так
долго не разгибалась, что я за нее испугался. Потом подняла на меня растерянные
глаза, синие, точь-в-точь как на Димином рисунке. Их я испугался еще больше.
— Вы знаете, от чего этот ключ? — сказала она тихо. — От
нашей коммуналки на улице Горького. Вот зазубрина — мы с братом клад искали,
ковыряли ключом штукатурку. И пятнышко то же…
— Это не тот ключ, — сказал я. — Это… ну, вроде копии. Вам
нужно только хорошенько представить себе ту дверь, вставить ключ и повернуть.
— И я попаду туда? В детство?
Я кивнул.
— Вы хотите сказать, там все еще живы?
На меня навалилась такая тяжесть, что я налег локтями на
прилавок. Как будто мне на спину взгромоздили бабы-катину жизнь, и не
постепенно, год за годом, а сразу, одной здоровой чушкой. А женщина спрашивала
доверчиво:
— Как же я этих оставлю? Дочку, внучек, Диму?
— Баб, а ты ненадолго! — закричал неунывающий Дима. —
Поиграешь немножко — и домой.
По Уставу, я должен был ее «проконсультировать по любым вопросам,
связанным с Заказом». Но как по таким вопросам… консультировать?
— Екатерина Сергеевна, — произнес я беспомощно, — Вы не
обязаны сейчас же использовать ключ. Можете вообще его не использовать, можете
— потом. Когда захотите.
Она задумалась.
— Например, в тот день, когда я не вспомню, как зовут Диму?
— Например, тогда, — еле выговорил я.
— Вот спасибо Вам, — сказала Екатерина Сергеевна. И тяжесть
свалилась с меня, испарилась. Вместо нее возникло приятное, острое, как шабер,
предвкушение чуда. Заказ выполнен, пришло время Оплаты.
— Спасибо скажите Диме, — сказал я. — А мне полагается плата
за работу. Чем платить будете, сударь?
— А чем надо? — спросил Дима.
— Чем изволите, — ответил я по Уставу.
— Тогда щас, — и Дима полез в бабушкину сумку. Оттуда он
извлек упаковку мыла на три куска, отодрал один и, сияя, протянул мне. — Теперь
вы можете помыть руки! Они у вас совсем черные!
— Дима, что ты! — вмешалась Екатерина Сергеевна, — Надо
человека по-хорошему отблагодарить, а ты…
— Годится, — прервал я ее. — Благодарю Вас, сударь.
Они ушли домой, Дима — держась за бабушкину сумку, Екатерина
Сергеевна — нащупывая шершавый ключик в кармане пальто.
А я держал на ладони кусок мыла. Что оно смоет с меня?
Грязь? Болезни? Может быть, грехи?
Узнаю сегодня вечером.
Елена Александровна
ekteart@gmail.com
ekteart@gmail.com
_____________________________________
Комментариев нет:
Отправить комментарий