понедельник, 25 ноября 2013 г.

О Важных Вопросах замолвите слово…



Добрая половина курсов, которые я прослушала в университете, была так или иначе связана с историей философии, и из их контекста становилось понятно, что есть такие ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ, которыми занимались философы всех времен и народов. Все эти вопросы были о ЧЕЛОВЕКЕ. Что еще важно, философы верили, что именно тот вопрос, который каждый из них выбрал является решающим для конкретного человека, который намерился жить не как трава на ветру, а, скажем, как-то иначе.
Но, вот беда, лично меня большинство этих вопросов никак не задевали, кроме интеллектуального азарта. Как, к примеру, вопрос: «Сколько ангелов может уместиться на кончике иглы?».
Мне кажется, что эти философские вопросы, как и вопросы о которых Вы пишете, призваны обратиться к душе человека, который их читает. Успех этих попыток зависит от того могут ли вопросы стать для этого человека переживанием, либо пробудить в нем переживание, которое настигло его раньше. (Под переживанием я понимаю событие, которое потрясает всего человека целиком – и ум, и чувства, и тело, что в результате побуждает его к действию.) Если нет, то самые трепетные для писателя вопросы останутся для читателя игрой ума.
По моему личному внутреннему чувству вопросы помогают выстроить более осознанное и тонкое описание мира, в котором я живу. Но для того чтобы как, Вы говорите «за лесом увидеть то единственное дерево, ради которого, по сути, живёт каждый из нас.» нужно еще нечто. Импульс, который бывает у каждого человека. Но сказать от чего он возникает, а тем более создать искусственно подобную ситуацию так же сложно как вырастить в пробирке Гомункула или заставить кого-то полюбить. Это должна быть ВСТРЕЧА души с духом.
И только такие моменты в жизни человека и есть его настоящая жизнь, жизнь его души.
Как обратиться к человеку из своего сокровенного к его сокровенному? У меня нет рецепта. Мне кажется, что самые успешные попытки – это когда говорящий обнажает свою душу, рассказывает о том, как с ним случилось переживание. (Как поэты или например Гришковец.) Когда слушатель или читатель видит, что это настоящее, он может присоединиться к этому или нет, это уже его личный выбор.
Это не очень простой способ достучаться до людей, но другого, как мне представляется, нет. Иначе все самые хорошие и правильные слова не достигают цели.

Умница

_____________________
__________________________________________

Комментариев нет:

Отправить комментарий