Около 20 лет тому назад я впервые употребил выражение: “ХХ век - это век предупреждения”. Нынешний век - не просто эпохальный век в истории человечества. Это некоторый рубеж, отделяющий более или менее благополучную историю рода людского от неизвестного и, вероятнее всего, очень опасного для наших общих судеб. Не только России, но и всего планетарного сообщества.
ХХ век - это вызов, вызов не только истории, но и всему процессу становления вида homo sapiens, пути антропогенеза, который я всегда называл путем “восхождения к Разуму”. Станет ли наступающий век очередной ступенью на этом пути, какие он даст ответы на этот вызов?
Но ответы будут, и скоро: время стремительно ускоряет свой
бег. Вот почему мне и хочется называть наступающий век “веком свершений”.
Каким будут ответы на вызов “века предупреждения”? Вряд ли
кто-либо может сегодня дать на этот вопрос более или менее вразумительный
ответ.
Об этом я много размышлял последние четверть века и, проведя
множество компьютерных экспериментов, убедился в огромных потенциальных
возможностях человеческой активности. Разум - общечеловеческий Разум -
действительно вторгается в стихию самоорганизации, которая до сего времени
властвовала на планете.
Но пойдет ли человечество по пути Разума? Ответ на этот вопрос и есть главный ответ на вызов “века предупреждения”.
* * *
Предлагаемая книга - не научная
монография и не учебное пособие. Читателей, желающих более детально
ознакомиться с предметом, я могу отослать к своей книге “Современный
рационализм”, изданной в Москве в 1995 году на русском языке, или книге
“Человек и ноосфера”, изданной в 1990 году, или к монографии “Человек и
биосфера”, написанной совместно с В.В. Александровым и А.М. Тарко (Москва,
1985).
Предлагаемая работа - это “книга для
чтения”, какие издавались в дореволюционные времена для массового, но достаточно
образованного читателя.
В ней мне хотелось предельно просто,
насколько это возможно, объяснить свое видение современной планетарной
ситуации, действительно катастрофичной. Рассказать о том, какой мне видится ее
логика. Постараться объяснить тенденции того развития, которое происходит на
наших глазах, и самое главное - рассказать о том, какими мне видятся возможные
пути в будущее, возможные сценарии развития планетарной ситуации…И убедить
читателя в том, что у человечества пока еще есть возможность выбора. Я попробую
оценить опасности и возможности преодоления неизбежных кризисов, т.е.
возможности дальнейшего развития, которые, как я надеюсь, человечество еще не
полностью исчерпало. Для этого мне придется говорить о КАРТИНЕ МИРА. О том, что
лежит в основе его развития, и об ожидаемых тенденциях. А она включает в себя
множество составляющих: и научные основы мироздания, и законы развития
общества, и духовный мир человека, и многое другое. И все это увязано в единый
нерасторжимый узел. Развязать который невозможно в принципе! Его приходится
изучать как целостность.
Рассказать о всем этом - проблема. Бесконечно
трудная и противоречивая. Тем более, задача рассказать о ней так, чтобы
неискушенный читатель мог охватить ее своим взглядом, мне кажется почти
неразрешимой. И все же я делаю подобную попытку, понимая, что обрекаю себя на
критику, упреки и возможную неудачу. Но у меня есть и оправдание: только в
широком, объемном видении судеб рода человеческого и его дома - биосферы, в
видении духовного мира человека, его связи с Природой и практической
деятельностью, может лежать залог его будущего благополучия. Только
по-настоящему образованное общество может оказаться способным преодолеть
трудности, которые его ожидают. Поэтому своей работой я надеюсь сделать что-то
полезное для энвайроментальной образованности.
В предлагаемой книге я хочу вести
разговор с читателем как человек, “свободный в самом себе”, без оглядок на
авторитеты, на любую политику и даже традиции. Всякие разговоры о сохранении
Природы, об устойчивом развитии, о безотходных технологиях и многом другом,
заведомо необходимом, останутся благими пожеланиями, не будучи
сцементированными единым образом происходящим.
О нем и будет главным образом идти
речь.
В первых главах я постараюсь сделать
предельно простой эскиз разворачивающихся событий. В последних, дополнительных,
попробую ответить на некоторые из вопросов, которые неизбежно возникнут у
вдумчивого читателя.
Мне бы очень хотелось, чтобы эту
книгу читали студенты, независимо от их будущей специальности. Я больше всего
думал именно о них - о тех, кому предстоит передавать эстафету. Я думал и о
передающих эстафету, т.е. об учителях всех рангов.
Я писал также и для тех, кто
занимается проблемой поиска ответов “века свершений” на вызовы “века
предупреждения”. И для политиков, ибо данную работу можно использовать тем, кто
работает над стратегией “sustainable development” или “Хартией Земли”. И сквозь
призму моих размышлений читатель, может быть, сможет увидеть всю ущербность той
системы взглядов, которая целенаправленно насаждается.
* * *
Книга состоит из трех неравных
частей. Первую часть я назвал “Логика Природы”. Мне бы хотелось, чтобы читатель
увидел весь процесс становления и развития человечества как некое единое
природное явление. Это некоторый процесс, который следует определенной
“стратегии” - стратегии Природы и направляется ее логикой.
Я взял слово “стратегия” в кавычки,
ибо у Природы нет собственной стратегии, пока не возник планетарный Разум,
способный предвидеть следствия происходящего, выражение логика Природы я
написал без кавычек, ибо процесс самоорганизации Природы - следствие действия определенных
механизмов, основанных на законах Природы!
Вторую часть я назвал “Логика
истории”. Переступив границу тех тысячелетий, в которых нам уже удается
проследить развитие цивилизации, где уже существует писанная история, мы видим
появление еще одной “стратегии” - стратегии истории, которая управляется своей
логикой. И беда людей, если она начинает противоречить стратегии Природы. Но,
не объяснив эту логику, нельзя говорить о возможных сценариях развития, которые
нас ожидают в наступающем веке.
Ответы XXI века на вызов ХХ-го будут
зависеть от вариантов разрешения противоречий между этими двумя логиками.
Замыкает книгу часть, которую я
назвал “Картина мира”. В этой завершающей части я обращаюсь уже к своим
коллегам. В ней я пытаюсь рассказать о своем видении картины того, что доступно
сегодня нашей науке, нашему опыту, и показать, что процессы, описанные в книге,
со всеми их противоречиями, вписываются в единый контекст, который я называю
универсальным эволюционизмом. Эта часть похожа на крышу того дома, который я
пытаюсь выстроить. Но тому читателю, который интересуется тем, что происходит в
самом доме, и которого не очень занимают мои философические упражнения, я могу
посоветовать оставить эту главу “за кадром”.
Моисеев Никита Николаевич
Комментариев нет:
Отправить комментарий