ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ, РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА, СОЦИУМА
Плохой ли,
хорошей рождается птица, Ей всё равно суждено летать. С человеком
такое не случится, Человеком мало родиться. Им еще надо стать
Э. Асадов
Одно
образование делает человека грамотным, второе – образованным, третье
образование делает человека политиком. И только нравственное воспитание и созидательно-деятельностное
развитие нравственности делает человека человеком»
В.Г. Белинский
Сократ
Бывает
время, что даже вовсе не следует говорить о высоком и прекрасном, не показавши
тут же ясно, как день, путей и дорог к нему для всякого.
Н. Гоголь
Ступени Познания и Постижения - Восприятие, осознание, понимание. Выбор, решение, действие. Результат, обретение, польза. Анализ, синтез, прозрение
П.В. Гамаюн
* * *
Понятие досуга является самым важным в социологии, педагогике
и эстетике. По Аристотелю, это один их показателей
свободы человека. В настоящей статье проанализировано значение досуга в более широком
смысле. И предложено системное представление о нем, как об активно-инициативной
деятельности и лично значимой составляющей жизни, а также об острой
актуальности создания для него необходимых условий и возможностей в современной
жизни. Досуг должен выступать одним из определяющих, а потому и важнейших, показателей, средств, способов, систем и
методов реализации свободы человека и общества. Поскольку гармония личного и
коллективного досуга и труда, определяет его содержание. Причём, в базовых
сферах жизни и деятельности: нравственной, моральной, экономической, творческой
инновационной и здравосозидательной,– досуг становится всеобъемлющим
компонентом, объединяющим и обеспечивающим деятельность, направленную на развитие и утверждение деятельного Добра и Истины. На развитие и
расширение Космоса, а не воцарение Хаоса. Такая деятельность также формирует и определяет,
в большой степени, смысл и содержание жизни личности и общества [2].
Размышления о значении особенностей проведения свободного
времени для развития личности, содержатся уже в трудах Аристотеля, считавшего
отсутствие досуга в Спарте, важнейшей причиной ее упадка [3, 4]. Мыслитель и в
немалой степени Созидатель новых знаний
и умений, ценил досуг, как свободную деятельность ради свободы, то есть
выполненную по зову души и разума. Он считал, что осуществление творческой цели
предполагает наличие досуга, а отсутствие , является признаком сохранения рабства. Это значимый вывод из жизни ученого,
очень богатого высшими творческими результатами.
В этике Дж. Бруно [4] прослеживается разработка и избрание
целей, средств и условий развития активно-инициативного, нравственного человека
и общества, на основе отрицания рабовладения, а также стремление создать
условия, должные возможности появления "Солнца", для каждого по
Сократу [3,4]. Для правильного представления о целях, задачах, функциях и средствах
досуга личности и общества, их текущей жизнедеятельности, стратегии развития и
будущего, чрезвычайно важны взгляды и результаты Дж. Бруно, который предложил
эффективное, жизненно актуальное понятие развитого морально активного субъекта,
воплотившего в своем лице богатство общественных способностей и радостей. Любящий человек у Дж. Бруно стремится разорвать жесткую
социальную иерархию, круг вечного поиска богатства и других материальных
ценностей. – Это живая, эмпирическая, конкретная натура деятельного
субъекта, единство его телесных, эмоциональных, нравственных и интеллектуальных
способностей. Это новый человек, который отличается от человека, погрязшего в
обыденности, замкнутого на повседневность. Любящий человек у Дж. Бруно
стремится разорвать жесткую социальную иерархию, круг вечной погони за богатством и прочими благами, из жесткой
социальной иерархии и нацелен на новый
общественный синтез. На основе синергии ума и души всех составляющих живых
существ, для гармонии и целостной
красоты на пути
Объединение моральности и деятельности, досуга и труда,
выходящих за узкий горизонт эгоистического интереса - один из самых
значительных результатов Дж. Бруно, имеющий общецивилизационное значение! (А место его (и почетное место) - среди, говоря словами Ф. Энгельса, «титанов по силе
мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учёности»). Тем более, что он выводил личность из
замкнутости, разрушающую внутреннюю
целостность, результата философии эпикуреизма и стоиков, примитивизма отношения
индивида и общества («в основе которого
лежит тот факт, что экономической, политической и моральной сферах общественная
основа человеческой деятельности
противостоит отдельному индивиду в качестве внешней силы…» [4, стр. 297] ),
формулируя возможность преодоления
разрыва между моралью и повседневными нравами
в деятельности/жизни. Это необходимо, «поскольку непродуманные, разумно не
осмысленные действия вообще не представляют
ценности, то ничто ценное без достаточного досуга вообще не должно
состояться» При этом, «труд должен управляться досугом, а досуг – умеряться
трудом » [4, стр. 301]
И направленный на новое,
совершенно иное единение. Т.к. это уже не синтез, а деятельность в условиях
синергии и гармонии жизни живого, неорганического, к тому же созданного общими усилиями/возможностями, на основе
активно-инициативных, всесторонне развитых души/разума и созидающей добродеятельности.
(Прежде всего – инновационной, первично определяющей
посев и ростки, начальное развитие нового, общественной личности и общества [9]).
Такое единение даст поразительные плоды расцвета всего спектра личной и общей радуги личных и социальных талантов всех, а также и
совсем новых проявлений жизни – от индивидуальной до высших лично-общественных результатов,
шедевров. (Иначе и не достижимых и не осознаваемых!) Т.е. реализацию целеполагания Аристотеля и И. Пригожина: Цель всякого изменения, если оно сообразно
природе вещей, состоит в том, чтобы реализовать в каждом организме (в том числе
и в социальном, общецивилизационном, земном
– авт.) идеал его рациональной сущности. А это основа,
средство для достижения, точнее
движения, к ещё более общей – высокой: развитие
всей социальной формы движения во
Вселенной. Выхода, таким образом, из Вселенского тупика (См. работы Е.
Фаддеева, Э. Ильенкова, А. Урсула и В. Рубцова, Н. Моиссева, Н. Холодного). О целеполагании - Джелали
В.И. К стратегическому качественному прогнозированию космонавтики (формирование
системы высших целей) // Винахiдник i рацiоналiзатор – №6. – К.: 2005. – С. 9-
13.
Надо заметить. О таком человеке, и о создании таких условий
на основе широкого поля свободного времени, для именно такого свободного и ответственного
человека. И всячески стремились в советской стране расширять, развивать и
обогащать этот процесс. Делалось очень многое. В том числе и 5-ти часовая рабочая
неделя, и закрытые в воскресенья магазины, возможности для само и коллективного
развития в Дворцах культуры, высокоразвитое, всенародное Образование и Просвещение,
…
Но! Не успели запустить, разработанную в Институте
кибернетики АН УССР, в свободное время, т.е.
именно на досуге, систему САНИ (сохранения и активизации новых идей) [9], одобрительно
принятую руководством Института –
совершенно необходимую (незаменимую), ключевую для нормального развития всей исторически небывалой «массы» потенциально
творчески и инновационно развитых людей и, в том числе их уже состоявшихся удивительных,
жизнь и космос творящих результатов. Т.е. для обеспечения инновационной помощи творцам,
людям, коллективам, увлечённым досугом.
В контексте такого
понимания отношений между моральным характером субъекта и его предметным
поведением, следует рассматривать понятие труда у Дж. Бруно, суть которого
заключается не в деятельности по получению средств на жизнь, а в свободной
самодеятельности человека. Особенно важна организация и социально-личное
обеспечение инновационной, деятельности для досуга, как инициативной научной
работы вне научных организаций. Академик В.И. Вернадский отмечал огромное,
неоценимое значение и ведущую роль творчески инициативных личностей в развитии
научных знаний [5]. И это надо не только знать, но и изменять кардинально,
современную ситуацию. Т.к. зачастую бывает иногда бывает, что чем более
существенным является полученный автором результат для развития научной или
другой отрасли, тем вернее рукопись будет отклонена рецензентом, как бесполезная
(неверная, неактуальная и т.д. — Авт.) и, следовательно, неинтересная, если она
придерживается другой, чем существующая, точки зрения на
перспективы развития [6]. Э. Ильенков, представлявший вершины философии ХХ
века, подчеркивал, что наука – это только «просвещенный референт-ответчик» при
действительном «создателе истории», которого понимают, как действительный конкретно-исторический
«ансамбль» всех индивидов, реально творящих жизнь, и кому необходимо
гарантировать условия для поиска истины [7] . И Созидания умений, возможностей
развития, совершенствования, расцвета
разнообразия талантов. В том числе, радуги талантов нашей дорогой общей Родины – Земли!
Относительно проблем
досуга, интересны рассуждения Э. Тоффлера («Шок будущего»), который отмечал,
что актуальна драматическая переоценка направлений изменений, которую делают не
политики, социологи, духовенство, революционная элита, техники или ректоры
колледжей, а все люди вместе. Инновационная деятельность предшествует
творческой и сопровождает ее, осуществляя сочетание автора и идеи, их
совместное развитие. Однако, творческая созидающая деятельность, как форма
досуга, исторически оказалась менее осознанной, оцененной и развитой, чем
искусство и научные исследования природы и человека. Это привело, несмотря на
эпоху Ф. Бэкона и последовавшую за ней научно-техническую революцию, к
вырождению понимания того, что такое техника, устройство, система. Их особое значение
и незаменимую роль. Такая ситуация понятна, поскольку создание техники требует
принципиально иных целей, интересов, знаний, умений, в том числе и социальных -
творческого поиска, инициативы и ответственности создателя. А тем более – человека,
если он Созидатель. Ведь раб никакой ответственности не несет и творить не
может, т.к. действует только по приказу. К настоящему акту творения способен
только действительно свободный, т.е. и ответственный (как древние греки, за
свой полис), а не в духе Борджиа, «вседозволенный» человек. Поэтому организация
Центров досуга приобретает ключевое значение, особенно таких сфер деятельности,
как инновационно-нравственная, добродеятельная, реализация не только выгодных
на текущий момент, но и перспективных деяний и стремлений [8-9].
Джелали В.И.
ЛИТЕРАТУРА
1. Досуг как один из показателей свободы
человека: https://vuzlit.ru/886424/dosug_pokazateley_svobody_cheloveka
2. Джелали В.И. TERRA INCOGNITO. Инновационная
деятельность на ниве творчества, нравственности и созидания Будущего.
ПЯТНИЦА, 25 ФЕВРАЛЯ 2022 г.: https://trassa60.blogspot.com/2022/02/terra-incognito.html
Кессиди Ф.Х. К истокам греческой мысли.- Изд-во «Алетейя».
- С.-Петербург, 2001. - 278 с.
4. Гусейнов
А.А., Иррлиц Г. Краткая история этики,
М.: Мысль, 1987. - 592 с.
5. Вернадский
В.И. Научная мысль как планетное явление. —М.: Наука, 1991. – 272 с.
6. Мирская
Е.З. Механизм оценки и формирования нового знания в естественных науках// Вопросы
философии. – М.: ч. 1. – №12. – 1977. –
С. 55-65; ч. 2. – №5. – 1979. – С. 119-130.
7. Ильенков
Э.В. Философия и культура. - М.: ИПЛ, 1991. - 464 с.
8. Джелали
В.И. О главных основах составляющих жизни// XXVI Всеукраинская наук. конф. молодых
историков науки, техники, просвещения и спец.-в, посвященная 30 - летию
Независимости Украины: Мат. конф., 16 апреля 2021 г., г. Киев. – М., 2021, С. 80-83.
9. Джелали
В.И., Кулиниченко В.Л. ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ОСОБЕННОСТИ НАУКИ ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ //
Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология. - Межд.
научно-практ. журнал.- К: 2019. 1-я часть №1-2.- С. 23-37; 2-я часть № 3-4.- С.
35-47.
10. Кови
Стивен Р. Семь навыков высокоэффективных людей: Мощные инструменты развития
личности/ Кови Стивен Р. – М.: Альпина
бизнес Букс, 2006.- 375 с.
11. Джелали
В.И., Кулиниченко В.Л. Антропокосмизм Н.
Холодного – концептуальная основа инновационно-нравственной деятельности// Материалы ХII Межд. н.-пр.
конф. «Проблемы и перспективы инновационного
развития экономики». – К.-Херсон-
Симферополь. – 2007. – С. 194-198. Переиздана: Менеджмент и кадры: психология
управления, соционика и социология.-Международный научно-практический журнал.-
К: 2015.- №1 (145).- С. 16-23 :http://space-future.blogspot.com/2015/01/blog-post_14.html
12. Андреев Д. Роза мира. – М. - 2002. – С. 514-520.
13. Джелали
В.И., Новак И.М. Инновационные особенности обеспечения экспортоспособности
Украины// Науковi працi МАУП. – вип. №10.- Управлiння конкурентоспроможнiстю в
умовах глобалiзацiї. –К.: МАУП.- 2003. – С. 179-181.
Комментариев нет:
Отправить комментарий