понедельник, 19 июля 2021 г.

ВАЖНОЕ, ЗНАЧИМОЕ, НЕОБХОДИМОЕ И ....

 

   Эта статья привлекла особое внимание своей актуальной значимостью.  С одной стороны – она близка к современным общепринятым представлениям об И.К.  Но с другой - в ней сделано много  очень значимых, очень нужных  шагов в развитие, о может, если точнее, в отрицание этих представлений. Однако,  в  ней  и много неосвоенного, неосознанного, не развитого. И, как говорится – «ты мне друг, но истина - дороже».  Да, к тому же, такая значимая!

   В своё время я сделал авторам несколько  предложений,  в плане сотрудничества по деятельности, в общем и общезначимым деле.  Тем более - когда крайне важны совместные действия в такой области жизнедеятельности.  Однако, они остались без ответа. 

 Таким образом мне придется поместить в интернете эту статью с моими соображениями, но уже  автономно. Материал  более чем актуальный, он должен работать 

   «Интеллигенция сегодня должна объединяться, должна выдвигать и реализовать новые пути эволюции. (Эта мысль выделена Казначеевым), 

(Добавлю: Системно полная, целостная инновационная деятельность требует, способна и поэтому обязана задействовать и объединить всех, любых граждан и организации, народы. Стремящихся быть, стать человечными - Дж.).  

   ...Мы утверждаем, что именно вечное, бесконечное, неистребимое движение добра является той глобальной планетарной силой, которая объединяет сегодня человечество, независимо от геополитических, религиозных, экономических структур, и постепенно отмежевывает черные силы, которые сегодняшней коммерциализацией, личной экономической выгодой тормозят развитие фундаментализма постклассической науки XXI века».    акад. РАМН  В.П. Казначеев  (Ноосферная экология и экономика. Проблемы «Сфинкса XXI века», Новосибирск, 2005г.)

Как добро, сделать активным. организованным и обеспечить необходимым (идеями, разработками, инновационно,  достойными кадрами, материально-технически, инициативой) - кто в состоянии дать полновесные ответы на эти вопросы? Только система САНИ )   

                                                                         В. Джелали  20.5.21- 5.6.32


Феномен инновационной культуры 

В статье рассматривается сущность инновации и ее роль в модернизации общества. Авторы статьи рассматривают сущность инновационной культуры. Авторы раскрывают ее роль в условиях модернизации общества. В статье дается характеристика инновационной культуры. Раскрывается значение роли инновационной культуры. Авторы рассматривают сущность и некоторые характеристики инновационных качеств человека. Обращается внимание на влияние инновационной культуры на позицию и деятельность человека. Авторы обращают внимание на влияние инновационной культуры на модификацию образования. В статье раскрываются основные функции инновационной культуры.

Ключевые слова: инновация, инновационная культура, инновационный человек, инновационные качества, образование и инновация, функции инновационной культуры.

 *   *   *

Инновации являются важным индексом трансформаций, изменений в культуре. Одним из важных факторов изменений происходящих в культуре являлись инновации, которые представляли собой нововедения в культурных механизмах регуляции, организации, упорядочивании культурного поведения и культурной деятельности в обществе. Так, в «Толковом словаре» В. Даль отмечает, что слово «новшество» имеет культурный смысл. Оно означает: «введение новизны, новых обычаев, порядков»; при этом добавлено бытовавшее выражение: «не всякое нововведенье полезно». Рассмотрение инновации как культурного феномена, как изменения и трансформации в культурной деятельности человека, позволяет выявить культурные механизмы, направленные на изменение менталитета, этнической картины мира, места и позиции человека в системе культурного поведения. Этот подход позволяет изучить качественные изменения в системе ценностей, поведения, коммуникаций, оказывающих влияние в целом на трансформации в обществе, играют важную роль в цивилизационном развитии, в том числе  и в сфере экономики. Культурные ииновации становятся мощным механизмом, который оказывает влияние на изменение модели успешности человека, как в личностном, так и социальном измерении.

Проблема инновационной культуры в целом мало изучена. В большей мере ученые акцентирует внимание на исследовании сущности инновации, достаточно много работ посвящено анализу экономических, социальных, технических оснований инновации. Многие зарубежные и российские ученые считают, что само понятие «инновация» впервые появилось в научных исследованиях культурологов (прежде всего немецких) ещё в середине XIX века и означало введение (инфильтрацию) некоторых элементов одной культуры в другую. При этом речь обычно шла о внедрении европейских способов организации производства и жизнедеятельности в традиционные (архаичные) азиатские и африканские общества. В 20-х годах прошлого века стали изучаться закономерности технических инноваций (нововведений). Позднее (в 60-70-х годах) начинает складываться специальная междисциплинарная область научного знания – инноватика 

(иннология – наука о новом, исследования; неоника – наука о созидании. Как созидание вообще, так и специальной техники, технологии, организации, обеспечивающих  умение, действие, созидание и развитие инносферы, Жизни. – Дж.). 

Специалисты по инноватике используют накопленные данные 

(надо включать в жизнь не только данные, но и разработки, необходимые для инновационной деятельности, жизни авторов, их идей и различных организаций, народов, всего мира.  Действующая система явно не справляется с задачами времени и научно не верна, системно не полна. Что совершенно недопустимо, т.к. отсутствуют абсолютно необходимые, объективно (хотя субъективно еще не осознаны) требуемые, лично каждому и социально, составляющие инноватики. Соответственно, надо определиться, в частности, с понятиями инновационного цикла, развития, инновации (которая начинает свою жизнь не с момента продажи, а с восгласа «Эврика!» и даже раньше), инноватора, инновационная сфера, ...– Дж.) 

самых различных наук - инженерии, экономики, социологии, психологии, акмеологии, технической эстетики, культурологи, 

(деятельной и самодеятельной этики – Дж.)

и т.д. Одной из наиболее разработанных современных прикладных научных дисциплин является инновационный менеджмент, понимаемый как совокупность знаний и система действий, направленных на достижение конкурентоспособности создаваемых новшеств 

(чрезвычайно узко. Коротко: не все новое нужно  ради конкуренции – есть и надо во все в большей степени, и для сотрудничества, пользы – что тоже не сводимо к конкурентности. И именно эти качества, их развитость и обеспеченность определяют  выживаемость, действительное развитие, его устойчивость, успешность-эффективность, что можно определять по Аристотелю, Пригожину:  «Цель всякого изменения, если оно сообразно природе вещей, состоит в том, чтобы реализовать в каждом организме (и социальном – тоже! - Дж.) идеал его рациональной сущности».  Аристотель, Пригожин) – Дж.) 

Проблеме изучения инновационной культуры посвящены ряд работ российских и зарубежных ученых. При этом просматривается большой разброс в подходах, в концептуализации инновационной культуры. Если одна группа ученых обращает внимание на формировании новаторских идей как один из первых проявлений изменений в культурном объекте, то другая группа ученых констатирует связь и обмен ценного и неценного, как проявление новации в форме отрицания ценного, как форму отказа от традиционного в сфере неценного. В работах Д. Гвишиани, В. Громека, Ж. Кузьминой, Г. Котельниковой отмечается, что инновационная культура представляет собой «знания, умения и опыт целенаправленной подготовки, комплексного внедрения и всестороннего освоения новшеств в различных областях человеческой жизнедеятельности при сохранении в инновационной системе динамического единства старого, современного и нового, иными словами, это свободное творение нового с соблюдением принципа преемственности» [1,3]. 

(Нет системы обеспечения  инновационной деятельности-жизни и нравственного ее обеспечения-сопровождения. А знания-умения без добра становятся всё более опасными.  И нет Хотения – см. формулу Трапезникова- Джелали [9]. - формулу эффективности действия –Дж.)

   В этом плане одним из важных составляющих в формированиии иновационной культуры является стремление к новому 

(похоже - это культ нового! Не  культура. Ведь Это средство, а не цель - см. Тоффлер Шок будущего (С.517-529) – и это еще в 70-х. Культура – если ради стремления к совершенствованию, совершенству, человечности. красоты и гармонии, сингулярности, как ценностная ориентация высококвалифицированных специалистов и работников. См., кстати и [9]. Или по Аристотелю, Пригожину – Дж.)

Как известно, ведущим направлением развития для всех стран ХХI века является планомерный переход развития к человекоцентричной парадигме (или модели) социально-экономического развития.

(Или более того и давно пора – к антропокосмической по акад.Н.Холодному (Джелали В.И., Кулиниченко В.Л. Антропокосмизм Н.Холодного – концептуальная основа инновационно-нравственной деятельности// Материалы ХII Межд. н.-пр. конф. «Проблемы и перспективы инновационного развития экономики». – К.-Херсон- Симферополь. – 2007. – С. 194-198. Переиздана:Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология.-Международный научно-практический журнал.- К: 2015.- №1 (145).- С.16-23 э/доступ:http://space-future.blogspot.com/2015/01/blog-post_14.html) – Дж.)

(Однако современная – основанная на рыночных отношениях, т.е. конкурентных,  где человек - человеку не друг, а конкурент, волк. Даже в семье! А от  инноваций требуется, прежде всего, а то и только, не польза, а выгода – Дж.) 

Соответственно национальные приоритеты Республики Казахстан сконцентрированы на сохранении и повышении качественных характеристик населения страны – его профессионализма, здоровья, культуры, нравственности и т.д

(Вот это уже Здорово! И совсем не так, как в мире?!  Тем более надо сотрудничать!– Дж.).

Обозначенная парадигма отвечает за освещение синергетических взаимосвязей экономического воспроизводства с такими другими немаловажными составляющими как – духовными, культурными, нравственными  гражданскими составляющими процесса и результатами  общественного развития. Активное приобщение человека к происходящим в обществе инновационным процессам, поддержка и приобщение к возможным видам инноваций осуществляется благодаря инновационной культуре общества, 

(и обеспечивающее ее функционирование, развитие и расцвет – инновационная система – Дж.) 

оказывающей  так же влияние на его духовное (и нравственное – Дж.) совершенствование и развитие. (верно и очень кстати!, т.к. это не тавтология – Дж.)

Многие исследователи в рамках социальной философии и культурологии рассматривают инновационную культуру как область общекультурного процесса, особый вид культуры общества, свойство или элемент культуры,  (условие-средство, определяющие направление, качества и темпы культурного прогресса или чего-то противоположного – Джелали В. И., Кулиниченко В. Л. Инновационная культура и здоровье// Кибернетика и вычислительная техника.- вып.150.- 2006.– С. 88-104. - Дж.). 

Несмотря на различные подходы к определению феномена инновационной культуры, все исследователи рассматривают ее как  основу (и средство – Дж.) инновационного развития общества, (а вслед за ним и на его основе и общее-частное развитие – Дж.). По мнению авторов монографии «Философия творчества», инновационная культура представляет собой «знания, умения (, средство – Дж.) и опыт целенаправленной подготовки, комплексного внедрения и всестороннего освоения новшеств в различных областях человеческой жизнедеятельности при сохранении в инновационной системе динамического единства старого, современного и нового, иными словами, это свободное творение нового с соблюдением принципа преемственности» [3].

         Появление «инновационной экономики - экономики общества, основанной на доброжелательном восприятии новых идей, новых машин, систем и технологий, на готовности их к практической реализации в различных сферах человеческой деятельности, связано с появлением качественно нового инновационного типа развития (ИТР), базирующегося на «экономике знаний» и высоких технологиях 

(для ин. эк. надо  общество не только знаний, но и тем более - инновационное общество. В СССР – было общество знаний, но они не сработали – не успели создать  инновационное общество, хотя процесс уже пошел, в Киеве! И более того – основанное не только на идеях класса «знаю как», но и, прежде всего, - класса «знаю что», как  заметил еще П.Капица («Эксперимент, теория, правктика», Джелали В.И., Моисеенко В.В. Радикально новые коренные лично-социальные технологии – основа эффективного и прогрессивного развития социума и личности// Соціополіс в Україні (від ідеї до практичного втілення).– Матер. н.-пр. конф.–К.: 2000.– С.142-149.-208с.).  А такое общество и культура возможны и, более того, позволительны, только при подключении к инновационной деятельности  активно организованной-обеспеченной личной и социальной добродеятельности, в их органично-неразрывной связки. М. Монтень очень верно заметил: Тому, кто не овладел наукой (и делом – Дж.) добра, всякая иная наука (и умение - Дж.)  кредит. (И даже становится чрезвычайноь опасной!) И это замечание-требование должно быть реализовано – Дж) 

для экономики, который определяется особым внутренним динамизмом, повышенной способностью адаптироваться к быстро изменяющимся условиям [4]. Объем информации, которым владеет наша цивилизация, удваивается каждые пять лет. Поэтому помимо освоения знаний, не менее важным становится освоение техник (Очень верно!, и кстати. Но добавить надо: и технологии (включая личностно-социальные),  организации работы со знаниями и идеями-авторами - Дж.),

с помощью которых можно получать, перерабатывать и использовать новую 

(и инновационную – Дж) информацию. Знания  осваиваются применительно к тем умениям (и возможностям, функциям, задачам и целям - Дж.), которыми овладевают обучающиеся в рамках инновационных образовательных (просвещенческих и деятельно-инновационных – Дж.) программ. В соответствии с Законом «Об инновационной деятельности» (2002г) (возможно интересен наш  проект: Джелали В.И. О законе об идеях// Матер. межд. симпозиума «Наука та технологiї».– К.: 1997.–С.60-61Дж.) 

основной целью Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан является достижение устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики, способствующей отходу от сырьевой направленности, подготовки условий для перехода в долгосрочной перспективе к сервисно-технологической экономике (такой целевой ориентир носит характер вырождения, а не развития.  Ясно, это не густо – что и показал ковид, в частности. И такая экономика маргинализирует людей, превращая в потребителей-пустышек. Не способных вести страну и себя к действительно лучшей жизни – Дж.). 

Включенность в мировые научно-технические и инновационные процессы предполагает стимулирование наукоемких и высокотехнологичных (и особенно экспортоспособных изделий, услуг на основе идей класса «знаю что» - Дж.) экспортоориентированных производств; переход к мировым стандартам  качества; создание предпринимательского климата; диверсификацию экспортного потенциала страны в пользу товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью; реализацию «прорывных» проектов в не сырьевых секторах экономики международного значения, развитие индустрий, производства товаров и услуг, которые могут быть конкурентоспособными в определенных нишах на мировом рынке [3,4].

Цель управления инновационной деятельностью состоит в том, чтобы инициировать, генерировать, контролировать (а также личностно-социально сохранять, объективно-доброжелательно, т.е. качественно-полно, оценивать, развивать и способствовать реализации, развивающему, а не разрушающему использованию получаемых результатов, возможностей – Дж.) новые идеи, управлять ими в масштабах, прежде всего  предприятия и выводить полученные результаты на рынок. В основе (сохранения, развития и – Дж) управления инновациями лежит сбалансированное сотрудничество новаторов, 

(инноваторов  /организованных с помощью системы сохранения и активизации новых идей – САНИ/ и автономных, случайных, т.е. самого широкого и все расширяющегося круга физических и социальных лиц. Иначе инновационный процесс не пойдет, а его вырожденный остаток, как показывает современный опыт, пойдет не теми средствами, совсем не туда, не за тем и не для тех. Т.к. «Плохие свидетели глаза и уши у людей, у которых грубые души» (Гераклит),   - «Истинное бытие, истинная реальность есть только  бытие моральное» (Сократ),  Дж.) и тех, кто отвечает за направление деятельности организации, ее стабильность [5,6].(Другие цели иновационной. системы – см. Джелали В.И.  Система сохранения и активизации новых идей// Проспект – ВДНХ УССР. –  К.: ИК АН УССР.- 1988. – 5с. Переиздана: 1989, 1990 – Дж.)

Человеческий фактор в инновационной экономике играет большую роль, чем в традиционной экономике. Здесь крайне остро стоит вопрос о подготовке квалифицированных кадров для производства. Переход к инновационному развитию требует соответствующей кадровой «подпитки» из-за нехватки инженеров, техников, квалифицированных рабочих, знания и навыки которых отвечали бы современному уровню технологического (и технического, дающий широчайший круг новых возможностей, в том числе и качественно новых, доселе отсутствующих, порой и в сказках-мечтах – Дж.) развития. Существовавшая в советское время система подготовки квалифицированных кадров для промышленности развалилась, а создание новой, способной заменить ее, затягивается. К тому же сильно упал престиж инженерных, технических и рабочих специальностей. Здесь нужны работники с поисковым менталитетом, творческой интуицией, ясным видением того, к чему должна привести  та или иная новая технология (и новая техника – Дж.). 

Интенсивное (и качественно значимое, именно прогрессивное личностно - Дж.) социальное развитие страны невозможно без роста творческого и нравственного потенциала ее граждан, без создания национальной инновационной системы, ориентирующей на массовое (социальное сохранение, обеспечение развития и человечное – Дж.) освоение инноваций [6,7]. Необходима творческая (, инновационно обеспеченная и грамотная, нравственно достойная,  активная – Дж.) и инициативная деятельность работников, их способность, в том числе строить собственную цель, карьеру (и человеческий рост - что далеко не одно и тоже – по человеческим качествам и спектру человеческих качеств – Дж.) и через это обеспечивать предприятию  процветание. Именно поэтому сейчас на первый план выходят задачи развития инновационной системы образования, опирающейся на развитие критического и творческого, (инновационного – это особое – Дж.),  мышления, как потенциальные свойства и ресурсы инновационно (-нравственного - Дж.) прорыва.

Сегодня главной формой богатства страны становится опережающий уровень интеллектуального и духовного (плюс и инновационно-нравственного- Дж.) развития населения, принимающий форму человеческого капитала (потенциал много более полное явление, фактор включающие и радикально дополняющие капитал – Дж.) и обеспечивающий инновационный процесс в каждой сфере человеческой деятельности. Именно на основе качественного накопления человеческого (потенциала – Дж.) капитала возможно поступательное развитие той или иной страны. Индустриальное развитие любой страны, в том числе и Казахстана, требует колоссальных ресурсов в качественную подготовку и развитие собственного человеческого капитала. Задача развития человеческого потенциала (!!! - совсем другое дело, не урезанное до минимума представление о человеке и его возможностях, во многих отношениях – бесконечных! – Дж.) сегодня формулируется как ключевая государственная задача модернизации (инновационного развития, а не модернизации¹ - Дж.) – целого ряда современных социальных секторов – образования (Просвещения, Здравосозидания, – Дж.) культуры, здравоохранения, науки (и исследовательской, и созидательной, до сих пор недооцененной  в социально-гуманитарной сфере, продолжая т.о. до сих пор ошибочную философскую традицию Великих Древних Греков. И у гениев бывают ошибки. Но начинали они  иначе, тогда, когда на первое место ставили соблюдение Цельности,  как первоочередное требования ко всей жизни, блестяще создав(!), Ликургом и Солоном , великие государства Спарту и Афины.  Поставив познавательную деятельность выше всего и т.о. почти обнулив созидательную, они создали исторически значимую «ахиллесову пяту» и потерпели стратегически важное, тяжелейшее поражение, сравнимое только с развалом Союза. Причем надолго, но не окончательно, конечно, если история будет жить) инноватики,  которые рассматриваются, (к сожалению, в их отрицание по существу и переносу даже и не во вторую, а в самый конец очереди нравственную составляющую жизни всех и каждого  – Дж.) первую очередь, как сектора капитализации (доводя т.о. его, в лучшем случае,  до примитивного  потребительства или даже до отрицания жизни – Дж.) человеческого потенциала Казахстана. Придавая стратегически решающее значение  инновационной культуре, важно определить комплексный (такой подход, конечно, лучше бессистемного, но этого совершенно недостаточно и поэтому, даже такой подход не  способен  решить текущие проблемы. Необходим системно полный, целостный подход! Иначе наказание неминуемо -– см. Гусейнова А. и мои статьи, например: Гусейнов А.А., Иррлиц Г. Краткая история этики, М.- «Мысль»,1987,- С.29-30.-592с. Морозов А.А., Джелали В.И.  Проблемы и перспективы управления развитием сложных систем, 16 НОЯБРЯ 2018 г..      эл. доступ: https://space-future.blogspot.com/2018/11/blog-post_16.html, Акофф «Планирование будущего корпораций») – Дж.) подход к проблемам развития инновационного потенциала личности, преодоления инновационного застоя (и активного, ускоренного качественного и количественного, роста негативных инноваций – Дж.) в обществе. В первую очередь, развитие инновационной культуры общества обеспечивается,  пониманием ее членами сути происходящих процессов и своей роли (а также возможностей участия – Дж.) в этих процессах. Любые изменения в культуре возникают только благодаря творческой (и инновационно-нравственной – Дж.) активности личности (семьи, коллектива и социума.  А также И ЛИЧНОСТНО-СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ необходимых ДЛЯ ТАКОГО РОДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – Дж.) Человек, будучи творением культуры, вместе с тем является ее творцом [3]

Как мы видим, как само общество, так и культура постоянно изменяются, и сама активность, изменчивость, формирование творческих начинаний  в разных культурных сообществах может протекать различно. В традиционных системах изменение и рост творческой активности происходит достаточно медленно, в то время как в индустриально развитых обществах смена ценного и неценного, старого и нового может происходить достаточно активно и быстро. При этом готовность сознания человека, активность в деятельности и поведении во многом определяется способностью воспринимать изменения (и как условие определяющее человечность, целесообразность и эффективность жизни – наличие реальной, достаточной и общедоступной возможности жить активно, творчески, инициативно и нравственно деятельно, причем, как самостоятельно, так и сотрудничая! – Дж.), а стремление к прогрессивному и новому воспринимаются как приоритет в жизни человека.

В таком случае, в инновационной культуре важным компонентом является ценностная ориентация человека на восприятие нового, готовность с ним работать и овладевать новыми технологиями, творческая игра с новыми возможностями. Впоследствии она закрепляется в мотивах, знаниях и навыках, а также в образцах и нормах поведения по отношению к инновациям [8].

Инновационная культура человека - это область его духовной жизни, отражающая его ценностные ориентации, закрепленные в мотивах, знаниях, умениях, навыках, образцах и нормах поведения и обеспечивающая восприимчивость им новых идей, его готовность и способность к поддержке и реализации новшеств во всех сферах жизни [8].

Высокий уровень инновационной культуры объективно оказывает влияние на нововведения (Но обновление – innovatio – лат., начинается много раньше – Дж.), а также на решения наиболее актуальных задач общества, позволяет преодолеть различного рода социокульутрной  стагнации, обеспечения новых условий для преодоления безработицы, экологического и особенно нравственного кризиса, изменения институтов демократии, наконец, для обеспечения устойчивого и прогрессивного развития [9, 10].

Инновационная культура предполагает тесную взаимосвязь с такими формами как - правовая, корпоративной, (личностная – ее совсем потеряли, а ведь работать надо с авторами., энтузиастами их идей, находок, разработок. Не говоря о коллективистской,  семейной, школьной, вузовской формах творческо-инновационно-нравственной формах деятельности, жизни – Дж.) организаторской культурой, наконец, с менеджментом. Инновационная культура оказывает влияние на всю культуру профессиональной деятельности и социокультурное поведение людей [9, 10]. Инновационная культура оказывает влияние на изменение (личностных и социальных возможностей – Дж,), места и роли личности, на изменение его поведения и сознания.

Новая парадигма должна привести к становлению нравственной, активной, предприимчивой личности, обладающей собственным достоинством, прочными убеждениями, знанием своих прав (возможностей и умением пользоваться ими – Дж.), защитить (и развивать – Дж.) их, уважением к законам и стремящейся их соблюдать. Такая личность характеризуется осознанием своих способностей, основанных на них возможностей, умеющей самостоятельно (и семейно, коллективно-социально – Дж,) убедительно и доказательно обосновать свое решение и активно, настойчиво реализовать его, используя все законные возможности правового демократического государства. (Конечно и инновационно развитого, включая и граждан, и даже еще не достигших этого возраста! – Дж.)

Быть «инновационным человеком» – означает готовность (и возможность! – Дж.) каждого гражданина к значимым (и широким, всем  спектром иных идей-инноваций, авторов – Дж.) и креативным изменениям: в собственной жизни, в экономическом развитии, в развитии науки и технологий, (техники, во всех  других сферах жизни и деятельности, личной и социальной – Дж.), быть активным инициатором, (проводником – Дж.)  и производителем (и умело развивающим пользователем – Дж.) этих изменений. При этом каждый гражданин будет играть свою роль в общем инновационном сообществе в соответствии со своими склонностями, интересами и потенциалом [2,6,7], (уверенно и умело опираясь на располагаемые необходимые и достаточные лично-социальные возможности, создаваемые-обеспечиваемые инновационной системой САНИ (сохранения и активизации новых идей) - Дж.)

(Думается, заслуживают внимательного изуче­ния, всемирной реализации и рекомендации меж­дународного симпозиума в рамках реализации решений ВКТ, исходя из которых следовало бы: -

«...с участием международных организаций отрабо­тать мероприятия по созданию межгосударствен­ных механизмов глобального регулирования ре­шения проблем гармонизации патентного зако­нодательства и защиты интеллектуальной собственности в интересах общечеловеческого развития.- Велением времени является необходи­мость ориентировать систему образования стран Европы на инновационные факторы развития, стимулировать средства массовой информации к широкомасштабной воспитательной работе в на­правлении освоения инновационного мировоззре­ния.  условиях резкого повышения вооружен­ности человека знаниями, умениями и ресурса­ми социальные системы становятся чрезвычайно могущественными, что при нынешнем отстава­нии и даже разрушении социальных традиций и моральных устоев может представлять не толь­ко благо, но и большую опасность. В этой связи необходимо кардинально пересмотреть этические аспекты формирования инновационной куль­туры.

Одновременно следует создавать институцио­нальные и информационные возможности духов­ного раскрепощения творческих личностей, ус­ловия сохранения и активизации новых идей, имея в виду, что современная цивилизация ста­новится более чуткой к функциям в социальной, экономической и экологических сферах». /Роль международных организаций в развитии общеевропейского научно-технического пространства// Материалы межд. симпоз. в рамках реализации решений Всемирной конф. по науке (Будапешт, 1999г.).К.:- УАННП «Феникс».- 2002 – С. 322-325.- 340/  -  Дж.)

Ключевыми характеристиками инновационного человека являются:

 способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому, (более полезному, и совершенному, гармоничному, цельному – Дж.);

 способность к критическому (и развивающему, созидающе-познавательному и деятельному  Дж.) мышлению;

 способность и готовность к разумному риску, креативность (творческий характер – думаю наши слова – лучше,  не вижу  смысла в их устранении – Дж.) и предприимчивость, умение работать самостоятельно, (ответственно, твердо – Дж.) и готовность к работе в команде, готовность к работе в высококонкурентной (и товарищеской, доброжелательно-взаимопомогающей, много более плодотворной  и эффективной личной, семейной, коллективной и социальной  - Дж.) среде;

 широкое владение иностранными языками как коммуникационными инструментами эффективного участия в процессах глобализации, включая способность к свободному бытовому, деловому и профессиональному общению на английском языке [2,6].

Наращивание таких компетенций – длительный и сложный процесс, включающий в себя необходимость адаптации для этих целей не просто отдельных направлений социально-экономической политики (в первую очередь, политики в сфере образования), но и общественной среды в целом. Оно включает в себя формирование «климата» и (организационно-технологической среды и специальной инновационной системы, как необходимое средство-механизм для обеспечения инициативной творческо-инновационно-нравственной /связка неразрывна!/ деятельности² – Дж.) в обществе, обеспечивающего свободу творчества и самовыражения, поощряющего и вознаграждающего людей, обладающих соответствующими компетенциями и достигающих успеха за счет их использования.

Поэтому основной задачей инновационной культуры является отказ от традиционых ответов, (но не голое отрицание целей, ответов, ставших традицией, а поиск и разработку радикально новых решений для  движения к давно поставленным целям, использование новых возможностей и главное  -  с учетом поиска и ликвидации «ахилессовых пяток» в силу не обеспеченности системной полноты социальных систем, наличие которых и их не осознание, нерешенность, приводило к невозможности достижения в требуемом качестве поставленных целей и их отрицание текущей историей, к историческим трагедиям (Древнюю Грецию и Советский Союз, и современный мир  в том числе – Дж.) инициирование поиска новых ответов на вызовы новых изменений, произошедших в инновационном окружении. Этот поиск предстает как поиск равновесия между старым (прошлым, «классикой»), современным (настоящим, «модерном») и новым («будущим»). Этот процесс протекает спонтанно в контексте многомерного пространства в заданных конкретно-исторических параметрах. На него оказывает влияние комплекс различных социально-культурных факторов, и при этом изменения могут происходить неравномерно и разнонаправлено.

В таком случае, инновация сама предстает как некая культурная девиация, которая может провоцировать отказ от старого, традиционного, одновременно активизируя новое, при этом ценное превращается в неценное, а неценное выставляет себя как ценное [2,5,6]. Инновационная культура предстает как устойчивая система норм, правил, способов проведения новаций в различных аспектах социокультурной жизни. Инновационная культура играет роль социокультурного механизма, который регулирует поведение людей в формате инновации. Она может выступать в качестве транслятора наиболее востребованных (Опять нет системной полноты! Что уже многократно приводило к личным и социальным трагедиям. Этого критерия недостаточно! И ещё – востребовано как - объективно или субъективно? - т.к. это может быть мода, далеко не всегда способствующая человеческому развитию, а не  решение, основанное на научно и опытно отработанных развивающих знаниях-умениях - Дж.) типов культурного поведения людей, осуществляет селекцию ангажированных инновационных моделей поведения. Она выполняет собственно инновационную функцию, целью которой является раскрытие креативных (и инновационных – Дж.) возможностей нового социокультурного механизма. Наконец, инновационная культура оказывает влияние на выработку новых типов инновационного поведения, детерминируемых инновационной деятельностью. Таким образом, инновационная культура как социальный феномен - это готовность, (возможность – Дж.) и способ­ность общества (и каждого гражданина – Дж.) к инновациям (и их авторам – Дж.) во всех их проявлениях: в управлении, образовании, (просвещении – Дж.), производстве, законодательстве, поведении, коммуникациях, в ценностной ориентации человека (и его нравственной деятельности – добродеятельности - Дж.) [10]. 


Литература:

1. Гвишиани Д.М. Теоретические аспекты исследований инновационного процесса и формирование инновационной политики / Д.М. Гвишиани, В.И. Громека // Инновационная политика развитых капиталистических государств. М.: - 1990.

2. Федотова В.Г. Социальные инновации: макро - и микротенденции // Вопросы философии. – 2010. – № 10.

3. Философия творчества. М. Философское общество (под общей ред. А.Н. Лошилина, Н.П.Французовой). М. - 2002.

4. Инновационная модернизация России. Политологические очерки. М., Институт социологии РАН, 2011 - 253 с., С. 11.

5. Запесоцкий А.С.Возможна ли модернизация России в условиях кризиса социально-культурной сферы // Экономические стратегии. 2012. - № 1.

6. Санто Б. Сила инновационного саморазвития. // Инновации. 2004. № 2., с. 109.

7. Мутанов Г. Инновационный менеджмент. Алматы.: Қазақ университеті.- 2014.

8. Кузьмина Ж.Ю. Инновационная культура как необходимая составляющая гармоничного развития современного общества //ДонНУЭТ им. Туган-Барановского. http://www.rusnauca.com|15_NPN...|46696.doc.htm.

9. Джелали В.И., Кулиниченко В.И. Инновационная культура – основа, двигатель и определитель направления и качества развития социума и личности // Винахідник і раціоналізатор. – 2002. - № 4. – с.5-11.

10. Николаев А. Инновационное развитие и инновационная культура // Вопросы культурологиb. – 2006. - № 3. – с. 86-90. 

*   *   *

  ¹Хорошо показал разницу между модернизацией и инновацией (инновационным развитием) миллиардер  М. Прохоров. «У нас нет еще, объективно говоря, инновационных рынков, и мы не являемся поставщиком какого-то сложного технологического (и технического – например класса «знаю что»! – Дж.) продукта в глобальном масштабе. Мы, к сожалению, остаемся сырьевой страной. Хотя и традиционные отрасли можно превратить во вполне инновационные, если мы начнем разрабатывать и использовать лучшие технологии по добыче нефти, газа и так далее. Нефтяные и газовые компании двигаются в этом направлении, в общем, достаточно успешно.

  Пока же мы не создали каких-то новых инновационных рынков и не определяем на них моду и тенденции развития, мы должны встраиваться в западные инновационные цепочки.

  Несмотря на название, в деятельности комиссии по модернизации нетрудно проследить прежде всего ярко выраженный инновационный фокус.

  Безусловно, это так. Причем именно президент очень правильно настаивает на дефиниции слова «инновация». Это не просто технология, которая куплена за границей и которая уже была внедрена у них (хотя и это тоже очень важно - это скорее классическая модернизация). Это заказ совершенно новой технологии. То есть понимание того, что модернизация и инновации - это не одно и то же. Очень хорошо, что сейчас в головах уже многих эта разница начинает возникать, ведь еще совсем недавно у нас все эти слова были вперемешку».

  Иммамутдинов И., Фадеев В. Снять патологию с системы. (Интервью с М. Прохоровым)// Эксперт (спец. выпуск). –  18-24 января 2010. – С.18-22     

http://pppcenter.ru/29/novosti/events/snyat-patologiyu-sistemy.html

  ² «Одновременно следует создавать институциональные и информационные возможности для духовного раскрепощения творческих личностей, условия сохранения и активизации новых идей, имея в виду, что современная цивилизация становится все более чуткой к флуктуациям в социальной в социальной, экономической и экологической сферах». (Роль международных организаций в развитии общеевропейского научно-технического пространства// Материалы межд. симпоз. в рамках реализации решений Всемирной конф. по науке (Будапешт, 1999г.).К.:- УАННП «Феникс».- 2002 С. 322-325.- 340с.)

Сведение об авторах:

  Исмагамбетова Зухра Нурлановна – доктор философских наук, профессор кафедры религиоведения и культурологии факультета философии и политологии Казахского национального университета им. аль-Фараби

E-mail:  zuchra-50@mail.ru

  Карабаева Алия Гайратовна,– доктор философских наук, профессор кафедры философии факультета философии и политологии Казахского национального университета им. аль-Фараби: E-mail: alia.karabaeva@yandex.kz

  Сарсенбаева З.Н. - – доктор философских наук, E-mail: zaure@mail.ru

 *   *   * 

  Читаю дальше.   Похоже мы с  Вами не только коллеги, но и единомышленники. И можем-должны дополнять друг друга. Казначеев очень верно заметил! Можем быть даже товарищами. Мои соображения по Аристотелю: вы мне друг, но истина – дороже! – Поэтому прошу не обижаться и если не прав – жду Ваших соображений

 Читаю – с большим интересом. Молодцы! Нравственность - и это главное, остальное проще уточнять

 

   Из лада изыми хотя бы звук, 
И ты ни с чем останешься, как только 
Из радуги  хотя бы цвет единый,           
Набор рассыплешь дивных звуков, красок.

            Ф. Шиллер

  Нам необходима очистка мышления в своеобразной мастерской, где можно получать, собирать, сортировать, суммировать, усваивать, разъяснять и сравнивать знания и идеи.      Г.Уэллс 

◙  Очень верно заметил к.т.н., публицист, писатель М.Aнmoнoв (На Переломе. Размышления о нравственном смысле развития экономики и экономической науки// «Москва».- №3, М.: 1988. – С. 3-26.)  

  «Сейчас мы воспитываем, практически только соперничество, конкурен­цию даже, если предприятие производит продукцию, нужную обществу, все-таки далеко не всегда ясно, как из повсе­дневной работы по выполнению производственных заданий, про­изойдет становление более гуманного человека и общества. Любое предприятие четко знает задание по выпускаемой продукции, про­изводительности труда, прибыли, но

Трудовые коллективы заняты «голой» экономикой, производ­ством, а решение политических, экологических, духовно-нравст­венных и социальных задач отдано в ведение государства, обще­ственных организаций или «неформалов». Люди, хорошо знающие друг друга, оказываются неспособными действовать сообща, ре­шая задачи такого рода, порой имеющие весьма не простые, требующие специальных методов оценки и развития-реализации, использования возможностей предлагаемого решения, но очень важные, необходимые для совершенствования собственных производственных отношений, определяющих качест­во и их жизни, и результатов их труда. Необходимы налаженный механизм и культура сбора предложений и идей по развитию такой деятель­ности, которые способствует воспитанию и развитию важнейших человеческих качеств, не по улучшению среды, не по укреплению здоровья, семьи и, тем более, не по воспитанию человеческого благородства, бескорыстия, формируя такой тип отношений не только в процессе произ­водства, но и «благодаря» засилью спорта и «спортивных отно­шений».

   «...слабо стимулируемых и практически совсем не обеспеченных, в повседневной трудовой и бытовой жизни, Т.е. нужны общественно-доверитель­ная их оценка и всемерные совместные усилия по реализации при­нятых к исполнению инициатив (т.е. механизм САНИ), эконо­мически, точнее, финансово, не всегда эффективных (в начале или в принципе, но возможен и противоположный результат - на основе идей типа «знаю что»), но крайне нужных.

   Таким образом, предлагается Система и Культура сохранения и активизации новых идей, механизма и деятельности, связанных-обеспечивающих работу с инициатив­но-инновационной информацией и ее носителями, которая дает способ социально-личностного раз­решении специфических социальных противоречий между плановостью и инициативой, между общественным, частным владением ре­сурсами страны и личной инициативой, инициативой любого и каждого человека, развитием и реализацией функций нормального человека (а не пассивного наблюдателя, исполнительного раба или слуги) - хозяина и предприятия, города, и региона, и страны, и всей планеты» (Калитич Г.И., Джелали В.И.- автор, Андрощук Г.А.  Идеи должны работать. Как использовать творчество каждого.—1990.- 64с.) 

       «Никто не является более справедливым судьей чужих заслуг, чем философский ум Он достаточно проницателен и талантлив, чтоб использовать работу другого, и в тоже время он достаточно беспристрастен, чтобы ценить даже скромного деятеля науки ... В его творческих руках малое становится великим, потому что перед глазами всегда стоит великое, которому он служит, в то время как ученый для хлеба даже в великом видит лишь малое...

Жалок такой человек... Но еще более жалок тот одаренный талантом молодой человек, прекрасные природные способности которого направлены на этот ложный и достойный сожаления путь под влиянием пагубнеых жизненных примеров и который позволяет склонить себя к этому жалкому, скаредному накоплению во имя будущей карьеры»

Шиллер Ф. В чем состоит изучение мировой истории, и какова цель этого изучения.– М. - Л.: Academia.- 1937. – Т.VII. – С. 595-612.  

  Во многих вопросах Шиллер стоял значительно выше уровня современной ему исторической науки. Но потому именно, что Шиллер-историк был прежде всего великим поэтом-человеколюбцем, поэтом-гуманистом. Он считает, что любые конституции «хороши лишь постольку, поскольку они дают развернуться всем силам, заключенным в человеке», что «государство само никогда не является целью, оно важно только как условие, при котором может быть выполнена цель человечества, а эта цель заключается не в чем ином, как в развитии всех сил человека, в прогрессе». И хотя философия истории Шиллера была идеалистической в своей основе, она позволила ему увидеть антигуманную сущность «государства нужды», как называет он современное ему общественное устройство. 

 .Великое  рождается в союзе, еще более великое в сражении.  Ф.Шиллер

Самое   великое – в гармонии!  ( Греки это доказали (теоретически экспериментально,  результатами личной и социальной жизни )              В.Янатьев

 Подлинные творческие шедевры рождаются в единстве Тела и Ума, Души и Духа!

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий