Эта
статья привлекла особое внимание своей актуальной значимостью. С одной стороны – она близка к современным
общепринятым представлениям об И.К. Но с
другой - в ней сделано много очень
значимых, очень нужных шагов в развитие,
о может, если точнее, в отрицание этих представлений. Однако, в
ней и много неосвоенного,
неосознанного, не развитого. И, как говорится – «ты мне друг, но истина -
дороже». Да, к тому же, такая значимая!
В своё время я сделал авторам несколько предложений, в плане сотрудничества по деятельности, в
общем и общезначимым деле. Тем более - когда
крайне важны совместные действия в такой области жизнедеятельности. Однако, они остались без ответа.
Таким образом мне придется
поместить в интернете эту статью с моими соображениями, но уже автономно. Материал более чем актуальный, он должен работать
«Интеллигенция сегодня должна объединяться, должна выдвигать и реализовать новые пути эволюции. (Эта мысль выделена Казначеевым),
(Добавлю: Системно полная, целостная инновационная деятельность требует, способна и поэтому обязана задействовать и объединить всех, любых граждан и организации, народы. Стремящихся быть, стать человечными - Дж.).
...Мы утверждаем, что именно вечное, бесконечное, неистребимое движение добра является той глобальной планетарной силой, которая объединяет сегодня человечество, независимо от геополитических, религиозных, экономических структур, и постепенно отмежевывает черные силы, которые сегодняшней коммерциализацией, личной экономической выгодой тормозят развитие фундаментализма постклассической науки XXI века». акад. РАМН В.П. Казначеев (Ноосферная экология и экономика. Проблемы «Сфинкса XXI века», Новосибирск, 2005г.)Как добро, сделать активным. организованным и обеспечить необходимым (идеями, разработками, инновационно, достойными кадрами, материально-технически, инициативой) - кто в состоянии дать полновесные ответы на эти вопросы? Только система САНИ )
В. Джелали 20.5.21- 5.6.32
В статье рассматривается сущность инновации и ее роль
в модернизации общества. Авторы статьи рассматривают сущность инновационной
культуры. Авторы раскрывают ее роль в условиях модернизации общества. В статье
дается характеристика инновационной культуры. Раскрывается значение роли инновационной
культуры. Авторы рассматривают сущность и некоторые характеристики
инновационных качеств человека. Обращается внимание на влияние инновационной
культуры на позицию и деятельность человека. Авторы обращают внимание на
влияние инновационной культуры на модификацию образования. В статье
раскрываются основные функции инновационной культуры.
Ключевые слова: инновация, инновационная культура, инновационный человек, инновационные качества, образование и инновация, функции инновационной культуры.
Инновации являются важным индексом трансформаций,
изменений в культуре. Одним из важных факторов изменений происходящих в
культуре являлись инновации, которые представляли собой нововедения в культурных
механизмах регуляции, организации, упорядочивании культурного поведения и
культурной деятельности в обществе. Так, в «Толковом словаре» В. Даль отмечает,
что слово «новшество» имеет культурный смысл. Оно означает: «введение новизны,
новых обычаев, порядков»; при этом добавлено бытовавшее выражение: «не всякое
нововведенье полезно». Рассмотрение инновации как культурного феномена, как
изменения и трансформации в культурной деятельности человека, позволяет выявить
культурные механизмы, направленные на изменение менталитета, этнической картины
мира, места и позиции человека в системе культурного поведения. Этот подход
позволяет изучить качественные изменения в системе ценностей, поведения,
коммуникаций, оказывающих влияние в целом на трансформации в обществе, играют
важную роль в цивилизационном развитии, в том числе и в сфере экономики. Культурные ииновации
становятся мощным механизмом, который оказывает влияние на изменение модели
успешности человека, как в личностном, так и социальном измерении.
Проблема инновационной культуры в целом мало изучена. В большей мере ученые акцентирует внимание на исследовании сущности инновации, достаточно много работ посвящено анализу экономических, социальных, технических оснований инновации. Многие зарубежные и российские ученые считают, что само понятие «инновация» впервые появилось в научных исследованиях культурологов (прежде всего немецких) ещё в середине XIX века и означало введение (инфильтрацию) некоторых элементов одной культуры в другую. При этом речь обычно шла о внедрении европейских способов организации производства и жизнедеятельности в традиционные (архаичные) азиатские и африканские общества. В 20-х годах прошлого века стали изучаться закономерности технических инноваций (нововведений). Позднее (в 60-70-х годах) начинает складываться специальная междисциплинарная область научного знания – инноватика
(иннология – наука о новом, исследования; неоника – наука о созидании. Как созидание вообще, так и специальной техники, технологии, организации, обеспечивающих умение, действие, созидание и развитие инносферы, Жизни. – Дж.).
Специалисты по инноватике используют накопленные данные
(надо включать в жизнь не только данные, но и разработки, необходимые для инновационной деятельности, жизни авторов, их идей и различных организаций, народов, всего мира. Действующая система явно не справляется с задачами времени и научно не верна, системно не полна. Что совершенно недопустимо, т.к. отсутствуют абсолютно необходимые, объективно (хотя субъективно еще не осознаны) требуемые, лично каждому и социально, составляющие инноватики. Соответственно, надо определиться, в частности, с понятиями инновационного цикла, развития, инновации (которая начинает свою жизнь не с момента продажи, а с восгласа «Эврика!» и даже раньше), инноватора, инновационная сфера, ...– Дж.)
самых различных наук - инженерии, экономики, социологии, психологии, акмеологии, технической эстетики, культурологи,
(деятельной и самодеятельной этики – Дж.)
и т.д. Одной из наиболее разработанных современных прикладных научных дисциплин является инновационный менеджмент, понимаемый как совокупность знаний и система действий, направленных на достижение конкурентоспособности создаваемых новшеств
(чрезвычайно
узко. Коротко: не все новое нужно ради
конкуренции – есть и надо во все в большей степени, и для сотрудничества, пользы
– что тоже не сводимо к конкурентности. И именно эти качества, их развитость и
обеспеченность определяют выживаемость,
действительное развитие, его устойчивость, успешность-эффективность, что можно
определять по Аристотелю, Пригожину: «Цель всякого изменения, если оно сообразно природе
вещей, состоит в том, чтобы реализовать в каждом организме (и социальном –
тоже! - Дж.) идеал его рациональной сущности». Аристотель, Пригожин) – Дж.)
Проблеме изучения инновационной культуры посвящены ряд работ российских и зарубежных ученых. При этом просматривается большой разброс в подходах, в концептуализации инновационной культуры. Если одна группа ученых обращает внимание на формировании новаторских идей как один из первых проявлений изменений в культурном объекте, то другая группа ученых констатирует связь и обмен ценного и неценного, как проявление новации в форме отрицания ценного, как форму отказа от традиционного в сфере неценного. В работах Д. Гвишиани, В. Громека, Ж. Кузьминой, Г. Котельниковой отмечается, что инновационная культура представляет собой «знания, умения и опыт целенаправленной подготовки, комплексного внедрения и всестороннего освоения новшеств в различных областях человеческой жизнедеятельности при сохранении в инновационной системе динамического единства старого, современного и нового, иными словами, это свободное творение нового с соблюдением принципа преемственности» [1,3].
(Нет системы
обеспечения инновационной
деятельности-жизни и нравственного ее обеспечения-сопровождения. А
знания-умения без добра становятся всё более опасными. И нет Хотения – см. формулу Трапезникова- Джелали
[9]. - формулу эффективности действия –Дж.)
В этом плане одним из важных составляющих в формированиии иновационной культуры является стремление к новому
(похоже - это культ нового! Не культура. Ведь Это средство, а не цель - см.
Тоффлер Шок будущего (С.517-529) – и это еще в 70-х. Культура – если
ради стремления к совершенствованию, совершенству, человечности. красоты и
гармонии, сингулярности, как ценностная ориентация высококвалифицированных
специалистов и работников. См., кстати и [9].
Или по Аристотелю, Пригожину – Дж.)
(Однако современная – основанная на рыночных отношениях, т.е. конкурентных, где человек - человеку не друг, а конкурент, волк. Даже в семье! А от инноваций требуется, прежде всего, а то и только, не польза, а выгода – Дж.)
Соответственно национальные приоритеты Республики Казахстан сконцентрированы на сохранении и повышении качественных характеристик населения страны – его профессионализма, здоровья, культуры, нравственности и т.д.
(Вот это уже Здорово! И совсем не так, как в мире?! Тем более надо сотрудничать!– Дж.).
Обозначенная парадигма отвечает за освещение синергетических взаимосвязей экономического воспроизводства с такими другими немаловажными составляющими как – духовными, культурными, нравственными гражданскими составляющими процесса и результатами общественного развития. Активное приобщение человека к происходящим в обществе инновационным процессам, поддержка и приобщение к возможным видам инноваций осуществляется благодаря инновационной культуре общества,
(и обеспечивающее ее функционирование, развитие и расцвет – инновационная система – Дж.)
оказывающей так же влияние на его духовное (и нравственное – Дж.) совершенствование и
развитие. (верно и очень кстати!, т.к. это не
тавтология – Дж.)
Многие исследователи в рамках социальной философии и культурологии рассматривают инновационную культуру как область общекультурного процесса, особый вид культуры общества, свойство или элемент культуры, (условие-средство, определяющие направление, качества и темпы культурного прогресса или чего-то противоположного – Джелали В. И., Кулиниченко В. Л. Инновационная культура и здоровье// Кибернетика и вычислительная техника.- вып. №150.- 2006.– С. 88-104. - Дж.).
Несмотря на различные подходы к определению феномена инновационной культуры, все исследователи рассматривают ее как основу (и средство – Дж.) инновационного развития общества, (а вслед за ним и на его основе и общее-частное развитие – Дж.). По мнению авторов монографии «Философия творчества», инновационная культура представляет собой «знания, умения (, средство – Дж.) и опыт целенаправленной подготовки, комплексного внедрения и всестороннего освоения новшеств в различных областях человеческой жизнедеятельности при сохранении в инновационной системе динамического единства старого, современного и нового, иными словами, это свободное творение нового с соблюдением принципа преемственности» [3].
Появление «инновационной экономики - экономики общества, основанной на доброжелательном восприятии новых идей, новых машин, систем и технологий, на готовности их к практической реализации в различных сферах человеческой деятельности, связано с появлением качественно нового инновационного типа развития (ИТР), базирующегося на «экономике знаний» и высоких технологиях
(для ин. эк. надо общество не только знаний, но и тем более - инновационное общество. В СССР – было общество знаний, но они не сработали – не успели создать инновационное общество, хотя процесс уже пошел, в Киеве! И более того – основанное не только на идеях класса «знаю как», но и, прежде всего, - класса «знаю что», как заметил еще П.Капица («Эксперимент, теория, правктика», Джелали В.И., Моисеенко В.В. Радикально новые коренные лично-социальные технологии – основа эффективного и прогрессивного развития социума и личности// Соціополіс в Україні (від ідеї до практичного втілення).– Матер. н.-пр. конф.–К.: 2000.– С.142-149.-208с.). А такое общество и культура возможны и, более того, позволительны, только при подключении к инновационной деятельности активно организованной-обеспеченной личной и социальной добродеятельности, в их органично-неразрывной связки. М. Монтень очень верно заметил: Тому, кто не овладел наукой (и делом – Дж.) добра, всякая иная наука (и умение - Дж.) кредит. (И даже становится чрезвычайноь опасной!) И это замечание-требование должно быть реализовано – Дж)
для экономики, который определяется особым внутренним динамизмом, повышенной способностью адаптироваться к быстро изменяющимся условиям [4]. Объем информации, которым владеет наша цивилизация, удваивается каждые пять лет. Поэтому помимо освоения знаний, не менее важным становится освоение техник (Очень верно!, и кстати. Но добавить надо: и технологии (включая личностно-социальные), организации работы со знаниями и идеями-авторами - Дж.),
с помощью которых можно получать, перерабатывать и использовать новую
(и инновационную – Дж) информацию. Знания осваиваются применительно к тем умениям (и возможностям, функциям, задачам и целям - Дж.), которыми овладевают обучающиеся в рамках инновационных образовательных (просвещенческих и деятельно-инновационных – Дж.) программ. В соответствии с Законом «Об инновационной деятельности» (2002г) (возможно интересен наш проект: Джелали В.И. О законе об идеях// Матер. межд. симпозиума «Наука та технологiї».– К.: 1997.–С.60-61 – Дж.)
основной целью Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан является достижение устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики, способствующей отходу от сырьевой направленности, подготовки условий для перехода в долгосрочной перспективе к сервисно-технологической экономике (такой целевой ориентир носит характер вырождения, а не развития. Ясно, это не густо – что и показал ковид, в частности. И такая экономика маргинализирует людей, превращая в потребителей-пустышек. Не способных вести страну и себя к действительно лучшей жизни – Дж.).
Включенность в мировые научно-технические и инновационные процессы предполагает стимулирование наукоемких и высокотехнологичных (и особенно экспортоспособных изделий, услуг на основе идей класса «знаю что» - Дж.) экспортоориентированных производств; переход к мировым стандартам качества; создание предпринимательского климата; диверсификацию экспортного потенциала страны в пользу товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью; реализацию «прорывных» проектов в не сырьевых секторах экономики международного значения, развитие индустрий, производства товаров и услуг, которые могут быть конкурентоспособными в определенных нишах на мировом рынке [3,4].
Цель управления инновационной деятельностью состоит в том, чтобы инициировать, генерировать, контролировать (а также личностно-социально сохранять, объективно-доброжелательно, т.е. качественно-полно, оценивать, развивать и способствовать реализации, развивающему, а не разрушающему использованию получаемых результатов, возможностей – Дж.) новые идеи, управлять ими в масштабах, прежде всего предприятия и выводить полученные результаты на рынок. В основе (сохранения, развития и – Дж) управления инновациями лежит сбалансированное сотрудничество новаторов,
(инноваторов /организованных с помощью системы сохранения и
активизации новых идей – САНИ/ и автономных, случайных, т.е. самого широкого и
все расширяющегося круга физических и социальных лиц. Иначе инновационный
процесс не пойдет, а его вырожденный остаток, как показывает современный опыт,
пойдет не теми средствами, совсем не туда, не за тем и не для тех. Т.к. «Плохие свидетели глаза и уши у
людей, у которых грубые души» (Гераклит),
- «Истинное бытие, истинная реальность
есть только бытие моральное» (Сократ), – Дж.) и тех, кто
отвечает за направление деятельности организации, ее стабильность [5,6].(Другие цели иновационной. системы – см. Джелали В.И. Система сохранения и активизации новых идей//
Проспект – ВДНХ УССР. – К.: ИК АН УССР.- 1988. – 5с. Переиздана: 1989, 1990 – Дж.)
Человеческий фактор в инновационной экономике играет большую роль, чем в традиционной экономике. Здесь крайне остро стоит вопрос о подготовке квалифицированных кадров для производства. Переход к инновационному развитию требует соответствующей кадровой «подпитки» из-за нехватки инженеров, техников, квалифицированных рабочих, знания и навыки которых отвечали бы современному уровню технологического (и технического, дающий широчайший круг новых возможностей, в том числе и качественно новых, доселе отсутствующих, порой и в сказках-мечтах – Дж.) развития. Существовавшая в советское время система подготовки квалифицированных кадров для промышленности развалилась, а создание новой, способной заменить ее, затягивается. К тому же сильно упал престиж инженерных, технических и рабочих специальностей. Здесь нужны работники с поисковым менталитетом, творческой интуицией, ясным видением того, к чему должна привести та или иная новая технология (и новая техника – Дж.).
Интенсивное (и качественно значимое, именно прогрессивное личностно - Дж.) социальное развитие страны невозможно без роста творческого и нравственного потенциала ее граждан, без создания национальной инновационной системы, ориентирующей на массовое (социальное сохранение, обеспечение развития и человечное – Дж.) освоение инноваций [6,7]. Необходима творческая (, инновационно обеспеченная и грамотная, нравственно достойная, активная – Дж.) и инициативная деятельность работников, их способность, в том числе строить собственную цель, карьеру (и человеческий рост - что далеко не одно и тоже – по человеческим качествам и спектру человеческих качеств – Дж.) и через это обеспечивать предприятию процветание. Именно поэтому сейчас на первый план выходят задачи развития инновационной системы образования, опирающейся на развитие критического и творческого, (инновационного – это особое – Дж.), мышления, как потенциальные свойства и ресурсы инновационно (-нравственного - Дж.) прорыва.
Сегодня главной формой богатства страны становится опережающий уровень интеллектуального и духовного (плюс и инновационно-нравственного- Дж.) развития населения, принимающий форму человеческого капитала (потенциал много более полное явление, фактор включающие и радикально дополняющие капитал – Дж.) и обеспечивающий инновационный процесс в каждой сфере человеческой деятельности. Именно на основе качественного накопления человеческого (потенциала – Дж.) капитала возможно поступательное развитие той или иной страны. Индустриальное развитие любой страны, в том числе и Казахстана, требует колоссальных ресурсов в качественную подготовку и развитие собственного человеческого капитала. Задача развития человеческого потенциала (!!! - совсем другое дело, не урезанное до минимума представление о человеке и его возможностях, во многих отношениях – бесконечных! – Дж.) сегодня формулируется как ключевая государственная задача модернизации (инновационного развития, а не модернизации¹ - Дж.) – целого ряда современных социальных секторов – образования (Просвещения, Здравосозидания, – Дж.) культуры, здравоохранения, науки (и исследовательской, и созидательной, до сих пор недооцененной в социально-гуманитарной сфере, продолжая т.о. до сих пор ошибочную философскую традицию Великих Древних Греков. И у гениев бывают ошибки. Но начинали они иначе, тогда, когда на первое место ставили соблюдение Цельности, как первоочередное требования ко всей жизни, блестяще создав(!), Ликургом и Солоном , великие государства Спарту и Афины. Поставив познавательную деятельность выше всего и т.о. почти обнулив созидательную, они создали исторически значимую «ахиллесову пяту» и потерпели стратегически важное, тяжелейшее поражение, сравнимое только с развалом Союза. Причем надолго, но не окончательно, конечно, если история будет жить) инноватики, которые рассматриваются, (к сожалению, в их отрицание по существу и переносу даже и не во вторую, а в самый конец очереди нравственную составляющую жизни всех и каждого – Дж.) первую очередь, как сектора капитализации (доводя т.о. его, в лучшем случае, до примитивного потребительства или даже до отрицания жизни – Дж.) человеческого потенциала Казахстана. Придавая стратегически решающее значение инновационной культуре, важно определить комплексный (такой подход, конечно, лучше бессистемного, но этого совершенно недостаточно и поэтому, даже такой подход не способен решить текущие проблемы. Необходим системно полный, целостный подход! Иначе наказание неминуемо -– см. Гусейнова А. и мои статьи, например: Гусейнов А.А., Иррлиц Г. Краткая история этики, М.- «Мысль»,1987,- С.29-30.-592с. Морозов А.А., Джелали В.И. Проблемы и перспективы управления развитием сложных систем, 16 НОЯБРЯ 2018 г.. эл. доступ: https://space-future.blogspot.com/2018/11/blog-post_16.html, Акофф «Планирование будущего корпораций») – Дж.) подход к проблемам развития инновационного потенциала личности, преодоления инновационного застоя (и активного, ускоренного качественного и количественного, роста негативных инноваций – Дж.) в обществе. В первую очередь, развитие инновационной культуры общества обеспечивается, пониманием ее членами сути происходящих процессов и своей роли (а также возможностей участия – Дж.) в этих процессах. Любые изменения в культуре возникают только благодаря творческой (и инновационно-нравственной – Дж.) активности личности (семьи, коллектива и социума. А также И ЛИЧНОСТНО-СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ необходимых ДЛЯ ТАКОГО РОДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – Дж.) Человек, будучи творением культуры, вместе с тем является ее творцом [3]
Как мы видим, как само общество, так и культура
постоянно изменяются, и сама активность, изменчивость, формирование творческих
начинаний в разных культурных
сообществах может протекать различно. В традиционных системах изменение и рост
творческой активности происходит достаточно медленно, в то время как в
индустриально развитых обществах смена ценного и неценного, старого и нового
может происходить достаточно активно и быстро. При этом готовность сознания
человека, активность в деятельности и поведении во многом определяется
способностью воспринимать изменения (и как условие определяющее
человечность, целесообразность и эффективность жизни – наличие реальной,
достаточной и общедоступной возможности жить активно, творчески, инициативно и
нравственно деятельно, причем, как самостоятельно, так и сотрудничая! – Дж.),
а стремление к прогрессивному и новому воспринимаются как приоритет в жизни
человека.
В таком случае, в инновационной культуре важным
компонентом является ценностная ориентация человека на восприятие нового,
готовность с ним работать и овладевать новыми технологиями, творческая игра с
новыми возможностями. Впоследствии она закрепляется в мотивах, знаниях и
навыках, а также в образцах и нормах поведения по отношению к инновациям [8].
Инновационная культура человека - это область его
духовной жизни, отражающая его ценностные ориентации, закрепленные в мотивах,
знаниях, умениях, навыках, образцах и нормах поведения и обеспечивающая
восприимчивость им новых идей, его готовность и способность к поддержке и
реализации новшеств во всех сферах жизни [8].
Высокий уровень инновационной культуры объективно оказывает
влияние на нововведения (Но обновление – innovatio –
лат., начинается много раньше – Дж.), а также на решения наиболее актуальных
задач общества, позволяет преодолеть различного рода социокульутрной стагнации, обеспечения новых условий для
преодоления безработицы, экологического и особенно нравственного кризиса,
изменения институтов демократии, наконец, для обеспечения устойчивого и
прогрессивного развития [9, 10].
Инновационная
культура предполагает тесную взаимосвязь с такими формами как - правовая,
корпоративной, (личностная – ее совсем потеряли, а ведь работать надо с авторами.,
энтузиастами их идей, находок, разработок. Не говоря о коллективистской, семейной, школьной, вузовской формах
творческо-инновационно-нравственной формах деятельности, жизни – Дж.) организаторской
культурой, наконец, с менеджментом. Инновационная культура оказывает влияние на
всю культуру профессиональной деятельности и социокультурное поведение людей
[9, 10]. Инновационная культура оказывает влияние на изменение (личностных и
социальных возможностей – Дж,), места и роли личности, на изменение его
поведения и сознания.
Новая парадигма
должна привести к становлению нравственной, активной, предприимчивой личности,
обладающей собственным достоинством, прочными убеждениями, знанием своих прав (возможностей и умением пользоваться ими – Дж.), защитить
(и развивать – Дж.) их, уважением к законам
и стремящейся их соблюдать. Такая личность характеризуется осознанием своих
способностей, основанных на них возможностей, умеющей самостоятельно (и семейно, коллективно-социально – Дж,) убедительно
и доказательно обосновать свое решение и активно, настойчиво реализовать его,
используя все законные возможности правового демократического государства. (Конечно и инновационно развитого, включая и граждан, и
даже еще не достигших этого возраста! – Дж.)
Быть «инновационным человеком» – означает готовность (и
возможность! – Дж.) каждого гражданина к значимым (и широким, всем
спектром иных идей-инноваций, авторов – Дж.) и креативным
изменениям: в собственной жизни, в экономическом развитии, в развитии науки и
технологий, (техники, во всех
других сферах жизни и деятельности, личной и социальной – Дж.), быть
активным инициатором, (проводником – Дж.) и производителем (и
умело развивающим пользователем – Дж.) этих изменений. При этом каждый
гражданин будет играть свою роль в общем инновационном сообществе в
соответствии со своими склонностями, интересами и потенциалом [2,6,7], (уверенно и умело опираясь на располагаемые необходимые и
достаточные лично-социальные возможности, создаваемые-обеспечиваемые
инновационной системой САНИ (сохранения и активизации новых идей) - Дж.)
(Думается, заслуживают внимательного изучения,
всемирной реализации и рекомендации международного
симпозиума в рамках реализации решений ВКТ, исходя из которых
следовало бы: -
«...с участием международных организаций отработать мероприятия по созданию межгосударственных механизмов глобального регулирования решения проблем гармонизации патентного законодательства
и защиты интеллектуальной собственности в интересах
общечеловеческого развития.- Велением времени является необходимость ориентировать систему
образования стран Европы на инновационные
факторы развития, стимулировать
средства массовой информации к широкомасштабной
воспитательной работе в направлении
освоения инновационного мировоззрения. условиях резкого повышения вооруженности
человека знаниями, умениями и ресурсами
социальные системы становятся чрезвычайно могущественными, что при
нынешнем отставании и даже разрушении
социальных традиций и моральных
устоев может представлять не только
благо, но и большую опасность. В этой связи необходимо кардинально пересмотреть этические аспекты формирования инновационной культуры.
Одновременно
следует создавать институциональные и
информационные возможности духовного
раскрепощения творческих личностей, условия
сохранения и активизации новых идей, имея
в виду, что современная цивилизация становится более чуткой к функциям
в социальной, экономической и экологических
сферах». /Роль международных организаций в развитии
общеевропейского научно-технического пространства// Материалы межд. симпоз. в рамках реализации решений Всемирной
конф. по науке (Будапешт, 1999г.).К.:- УАННП «Феникс».- 2002 – С. 322-325.- 340/ - Дж.)
Ключевыми характеристиками инновационного человека
являются:
— способность и готовность к непрерывному образованию,
постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной
мобильности, стремление к новому, (более полезному,
и совершенному, гармоничному, цельному – Дж.);
— способность к критическому (и
развивающему, созидающе-познавательному и деятельному – Дж.) мышлению;
— способность и готовность к разумному риску,
креативность (творческий характер – думаю наши слова – лучше, не вижу
смысла в их устранении – Дж.) и предприимчивость, умение работать
самостоятельно, (ответственно, твердо – Дж.)
и готовность к работе в команде, готовность к работе в высококонкурентной (и товарищеской, доброжелательно-взаимопомогающей, много
более плодотворной и эффективной личной,
семейной, коллективной и социальной -
Дж.) среде;
— широкое владение иностранными языками как коммуникационными инструментами эффективного участия в процессах глобализации, включая способность к свободному бытовому, деловому и профессиональному общению на английском языке [2,6].
Наращивание таких компетенций – длительный и сложный
процесс, включающий в себя необходимость адаптации для этих целей не просто
отдельных направлений социально-экономической политики (в первую очередь,
политики в сфере образования), но и общественной среды в целом. Оно включает в
себя формирование «климата» и (организационно-технологической
среды и специальной инновационной системы, как необходимое средство-механизм
для обеспечения инициативной творческо-инновационно-нравственной /связка
неразрывна!/ деятельности² – Дж.) в обществе, обеспечивающего свободу
творчества и самовыражения, поощряющего и вознаграждающего людей, обладающих
соответствующими компетенциями и достигающих успеха за счет их использования.
Поэтому основной задачей инновационной культуры является отказ от
традиционых ответов, (но не голое отрицание целей, ответов, ставших
традицией, а поиск и разработку радикально новых решений для движения к давно поставленным целям,
использование новых возможностей и главное
- с учетом поиска и ликвидации
«ахилессовых пяток» в силу не обеспеченности системной полноты социальных
систем, наличие которых и их не осознание, нерешенность, приводило к невозможности
достижения в требуемом качестве поставленных целей и их отрицание текущей
историей, к историческим трагедиям (Древнюю Грецию и Советский Союз, и современный
мир в том числе – Дж.) инициирование поиска
новых ответов на вызовы новых изменений, произошедших в инновационном окружении.
Этот поиск предстает как поиск равновесия между старым (прошлым, «классикой»),
современным (настоящим, «модерном») и новым («будущим»). Этот процесс протекает
спонтанно в контексте многомерного пространства в заданных
конкретно-исторических параметрах. На него оказывает влияние комплекс различных
социально-культурных факторов, и при этом изменения могут происходить
неравномерно и разнонаправлено.
В таком случае, инновация сама предстает как некая культурная девиация, которая может провоцировать отказ от старого, традиционного, одновременно активизируя новое, при этом ценное превращается в неценное, а неценное выставляет себя как ценное [2,5,6]. Инновационная культура предстает как устойчивая система норм, правил, способов проведения новаций в различных аспектах социокультурной жизни. Инновационная культура играет роль социокультурного механизма, который регулирует поведение людей в формате инновации. Она может выступать в качестве транслятора наиболее востребованных (Опять нет системной полноты! Что уже многократно приводило к личным и социальным трагедиям. Этого критерия недостаточно! И ещё – востребовано как - объективно или субъективно? - т.к. это может быть мода, далеко не всегда способствующая человеческому развитию, а не решение, основанное на научно и опытно отработанных развивающих знаниях-умениях - Дж.) типов культурного поведения людей, осуществляет селекцию ангажированных инновационных моделей поведения. Она выполняет собственно инновационную функцию, целью которой является раскрытие креативных (и инновационных – Дж.) возможностей нового социокультурного механизма. Наконец, инновационная культура оказывает влияние на выработку новых типов инновационного поведения, детерминируемых инновационной деятельностью. Таким образом, инновационная культура как социальный феномен - это готовность, (возможность – Дж.) и способность общества (и каждого гражданина – Дж.) к инновациям (и их авторам – Дж.) во всех их проявлениях: в управлении, образовании, (просвещении – Дж.), производстве, законодательстве, поведении, коммуникациях, в ценностной ориентации человека (и его нравственной деятельности – добродеятельности - Дж.) [10].
Литература:
1. Гвишиани Д.М. Теоретические аспекты исследований инновационного процесса и формирование инновационной политики / Д.М. Гвишиани, В.И. Громека // Инновационная политика развитых капиталистических государств. М.: - 1990.
2. Федотова В.Г. Социальные инновации: макро - и микротенденции // Вопросы философии. – 2010. – № 10.
3.
Философия творчества. М. Философское общество (под общей ред. А.Н. Лошилина,
Н.П.Французовой). М. - 2002.
4. Инновационная
модернизация России. Политологические очерки. М., Институт социологии РАН, 2011
- 253 с., С. 11.
5. Запесоцкий А.С.Возможна ли
модернизация России в условиях кризиса социально-культурной сферы //
Экономические стратегии. 2012. - № 1.
6.
Санто Б. Сила инновационного саморазвития. // Инновации. 2004. № 2., с. 109.
7.
Мутанов Г. Инновационный менеджмент. Алматы.: Қазақ университеті.- 2014.
8. Кузьмина Ж.Ю. Инновационная культура как необходимая составляющая гармоничного развития
современного общества //ДонНУЭТ им. Туган-Барановского. http://www.rusnauca.com|15_NPN...|46696.doc.htm.
9. Джелали
В.И., Кулиниченко В.И. Инновационная культура – основа, двигатель и
определитель направления и качества развития социума и личности // Винахідник і раціоналізатор. – 2002. - № 4. – с.5-11.
10. Николаев А. Инновационное развитие и инновационная культура // Вопросы культурологиb. – 2006. - № 3. – с. 86-90.
* * *
¹Хорошо показал разницу между модернизацией и инновацией
(инновационным развитием) миллиардер
М. Прохоров. «У нас нет еще, объективно говоря, инновационных рынков,
и мы не являемся поставщиком какого-то сложного технологического (и
технического – например класса «знаю что»! – Дж.) продукта в глобальном
масштабе. Мы, к сожалению, остаемся сырьевой
страной. Хотя и традиционные отрасли можно превратить во вполне инновационные,
если мы начнем разрабатывать и использовать лучшие технологии по добыче нефти,
газа и так далее. Нефтяные и газовые компании двигаются в этом направлении, в
общем, достаточно успешно.
Пока же мы не
создали каких-то новых инновационных рынков и не определяем на них моду и
тенденции развития, мы должны встраиваться в западные инновационные цепочки.
— Несмотря на название, в деятельности комиссии по модернизации нетрудно
проследить прежде всего ярко выраженный инновационный фокус.
— Безусловно, это так. Причем именно президент очень
правильно настаивает на дефиниции слова «инновация». Это не просто технология,
которая куплена за границей и которая уже была внедрена у них (хотя и это тоже
очень важно - это скорее классическая модернизация). Это заказ совершенно новой
технологии. То есть понимание того, что модернизация и инновации - это не одно
и то же. Очень хорошо, что сейчас в головах уже многих эта разница начинает
возникать, ведь еще совсем недавно у нас все эти слова были вперемешку».
Иммамутдинов И., Фадеев В. Снять
патологию с системы. (Интервью с М. Прохоровым)// Эксперт (спец. выпуск). – 18-24
января 2010. – С.18-22
http://pppcenter.ru/29/novosti/events/snyat-patologiyu-sistemy.html
² «Одновременно
следует создавать институциональные и информационные возможности для духовного
раскрепощения творческих личностей, условия сохранения и активизации новых
идей, имея в виду, что современная цивилизация становится все более чуткой к
флуктуациям в социальной в социальной, экономической и экологической сферах». (Роль международных организаций в развитии
общеевропейского научно-технического пространства// Материалы межд. симпоз. в
рамках реализации решений Всемирной конф. по науке (Будапешт, 1999г.).К.:- УАННП «Феникс».- 2002 – С. 322-325.- 340с.)
Сведение об авторах:
Исмагамбетова Зухра Нурлановна – доктор философских наук,
профессор кафедры религиоведения и культурологии факультета философии и
политологии Казахского национального университета им. аль-Фараби
E-mail: zuchra-50@mail.ru
Карабаева Алия Гайратовна,– доктор философских наук,
профессор кафедры философии факультета философии и политологии Казахского
национального университета им. аль-Фараби: E-mail: alia.karabaeva@yandex.kz
Сарсенбаева З.Н. - – доктор философских
наук, E-mail: zaure@mail.ru
Читаю
дальше. Похоже мы с Вами не только коллеги, но и единомышленники.
И можем-должны дополнять друг друга. Казначеев очень верно заметил! Можем быть
даже товарищами. Мои соображения по Аристотелю: вы мне друг, но истина –
дороже! – Поэтому прошу не обижаться и если не прав – жду Ваших соображений
Читаю – с большим интересом. Молодцы! Нравственность
- и это главное, остальное проще уточнять
◙ Из
лада изыми хотя бы звук,
И ты ни с чем останешься, как только
Из радуги хотя бы цвет единый,
Набор рассыплешь дивных звуков,
красок.
Ф. Шиллер
◙ Нам необходима очистка мышления в своеобразной мастерской, где можно получать, собирать, сортировать, суммировать, усваивать, разъяснять и сравнивать знания и идеи. Г.Уэллс
◙ Очень верно заметил к.т.н., публицист, писатель М.Aнmoнoв (На Переломе. Размышления о нравственном смысле развития экономики и экономической науки// «Москва».- №3, М.: 1988. – С. 3-26.)
«Сейчас мы воспитываем, практически только
соперничество, конкуренцию даже, если предприятие производит продукцию, нужную
обществу, все-таки далеко не всегда ясно, как из повседневной работы по
выполнению производственных заданий, произойдет становление более гуманного
человека и общества. Любое предприятие четко знает задание по выпускаемой
продукции, производительности труда, прибыли, но
Трудовые коллективы заняты «голой» экономикой, производством, а
решение политических, экологических, духовно-нравственных и социальных задач
отдано в ведение государства, общественных организаций или «неформалов». Люди,
хорошо знающие друг друга, оказываются неспособными действовать сообща, решая
задачи такого рода, порой имеющие весьма не простые, требующие специальных
методов оценки и развития-реализации, использования возможностей предлагаемого
решения, но очень важные, необходимые для совершенствования собственных
производственных отношений, определяющих качество и их жизни, и результатов их
труда. Необходимы налаженный механизм и культура сбора предложений и идей по
развитию такой деятельности, которые способствует воспитанию и развитию
важнейших человеческих качеств, не по улучшению среды, не по укреплению
здоровья, семьи и, тем более, не по воспитанию человеческого благородства,
бескорыстия, формируя такой тип отношений не только в процессе производства,
но и «благодаря» засилью спорта и «спортивных отношений».
«...слабо стимулируемых и практически
совсем не обеспеченных, в повседневной трудовой и бытовой жизни, Т.е. нужны
общественно-доверительная их оценка и всемерные совместные усилия по
реализации принятых к исполнению инициатив (т.е. механизм САНИ), экономически,
точнее, финансово, не всегда эффективных (в начале или в принципе, но возможен
и противоположный результат - на основе идей типа «знаю что»), но крайне
нужных.
Таким образом, предлагается Система и Культура сохранения и активизации
новых идей, механизма и деятельности, связанных-обеспечивающих работу с
инициативно-инновационной информацией и ее носителями, которая дает способ
социально-личностного разрешении специфических социальных противоречий между
плановостью и инициативой, между общественным, частным владением ресурсами
страны и личной инициативой, инициативой любого и каждого человека, развитием и
реализацией функций нормального человека (а не пассивного наблюдателя,
исполнительного раба или слуги) - хозяина и предприятия, города, и региона, и
страны, и всей планеты»
(Калитич Г.И., Джелали В.И.- автор, Андрощук Г.А. Идеи
должны работать. Как использовать творчество каждого.—1990.-
64с.)
Шиллер Ф. В чем состоит изучение мировой истории, и какова цель этого изучения.– М. - Л.: Academia.- 1937. – Т.VII. – С. 595-612.
◙ Во многих вопросах Шиллер стоял значительно выше уровня современной ему исторической науки. Но потому именно, что Шиллер-историк был прежде всего великим поэтом-человеколюбцем, поэтом-гуманистом. Он считает, что любые конституции «хороши лишь постольку, поскольку они дают развернуться всем силам, заключенным в человеке», что «государство само никогда не является целью, оно важно только как условие, при котором может быть выполнена цель человечества, а эта цель заключается не в чем ином, как в развитии всех сил человека, в прогрессе». И хотя философия истории Шиллера была идеалистической в своей основе, она позволила ему увидеть антигуманную сущность «государства нужды», как называет он современное ему общественное устройство.
◙.Великое
рождается в союзе, еще более великое в сражении. Ф.Шиллер
Самое великое – в гармонии! ( Греки это доказали (теоретически экспериментально,
результатами личной и социальной жизни ) В.Янатьев
Подлинные творческие
шедевры рождаются в единстве Тела и Ума, Души и Духа!
Комментариев нет:
Отправить комментарий