среда, 24 мая 2017 г.

ОТКАЗЫВАТЬСЯ ОТ СЕБЯ ИЛИ ОСВАИВАТЬ НОВОЕ


Восемнадцатилетним подростком он, поступив в институт, попал из Самары в Москву. В город со множеством новых и совсем непривычных ему обстоятельств, с совершенно другим темпом, ритмом…

- Он обрушился на меня, обескуражил. Еду в метро. Мелькают станции. Проезжаю свою. Спохватываюсь. Чувствую, что не вписываюсь в этот темп. Не знаю, как быть. Я живу в каком-то своем состоянии, а все вокруг вертится, мчится в другом. Оставаясь в своем, не поспеваю, проезжаю… Поспевая за этим чужим ритмом и темпом, чувствую, как теряю себя… Надо приспособиться или надо оставаться собой? Что выбрать, как? Не знаю. Растерялся. А выбрать надо! В Москве легко потеряться, в смысле – себя потерять. Что делать? Это было для меня трудное время… Спасла память о доме и приезды домой…

Новые обстоятельства всегда требуют выбора. И часто, как и у нашего молодого человека, проблема в том, что мы решаем не тот вопрос. Выбираем либо одно, либо другое, когда и то и другое нам безусловно необходимо? Заставляем себя отказаться от того, без чего мы не можем или от чего отказываться нельзя и… ненужно. Вместо того, чтобы выбирать и то и другое: выяснять, что для чего (определять приоритеты), соподчинять ценности и планировать последовательность деятельностей.

Юноша спрашивал себя: приспособиться или оставаться собой? Но не приспособиться нельзя, а, если бы он не остался собой, то и вовсе некому было бы приспосабливаться или в таком «приспособлении» не было бы смысла для него.

Вопрос, который следовало бы решать: как в новых обстоятельствах сохранить себя таким образом, чтобы найти и умножить силы освоить непривычные обстоятельства (приспособиться) и делать это с увлечением. Так мы осваиваемся в новом и осваиваем новое всегда. В отличие от первого вопроса, это для инициативных людей обычная, привычная и вполне разрешимая рабочая задача.

В новых обстоятельствах мы можем отдать себя ощущению, что обстоятельства на нас давят, ломают нас, вынуждают им подчиниться, можем отказаться от своей повадки, самобытности, от того, что мы впитали с детства и всей своей предшествующей жизнью – забыть себя. Выбрав так, мы сами себя ломаем, лишаем энтузиазма и сил – снижаем свою эффективность сами.

Юноша вопреки своим словам, интуитивно сделал другой выбор. В трудных обстоятельства выбрал, сберечь себя – свой темп и свой ритм.

Когда есть человек, есть его интересы, выгоды и силы в обстоятельствах осваиваться – осваивать их. Казалось бы это то же самое: юноша подчиняет себя обстоятельствам, то есть приспосабливается (он же привыкает к чужому ритму!). Только в первом случае человек терял бы себя, становился живым приложением к обстоятельствам, а теперь – приспосабливается ОН, ОН осваивает новые пространства, обретает новые возможности. Так мы изучаем чужой язык. Осваивая его, осваиваемся в чужой стране. Либо мы, подчиняемся обстоятельствам, теряя себя, либо, признавая обстоятельства, осваиваем их для себя. 

Интуитивно выбрав сохраниться, юноша навсегда научился эффективно осваивать любые жизненные препятствия. Талантливо осваивается и теперь.

*   *   *
Талантливый, темпераментный и порывистый человек очень часто чувствует себя стесненным. Ему тесно с людьми, тесно в не им организованных обстоятельствах…
Думаю, это продолжение предыдущего разговора. Мы можем смотреть на всякое чужое движение, как на подавление себя, но можем, уважая свои вкусы, свою самобытность, свою свободу, с таким же интересом отнестись к свободе любого другого. Принять, как условие собственного существования, что мир волен быть тем, что он есть, и каждый другой свободен осуществлять себя, как выбрал он. Когда мы приняли и выработали в себе такое отношение, мы осваиваем этот мир из собственного интереса без насилия над собой и с увлечением. Ведь свобода это – освоенная необходимость.
Я разговариваю с этим молодым человеком.
- Я не очень понимаю, - говорит он, - в чем разница между тем, что предлагаете Вы и тем, что делаю я? Я ведь, тоже вынужден и подчиняюсь обстоятельствам.
- Разница не внешняя, а во внутреннем действии, - (с вами мы говорили об этом в прошлый раз). - Когда маленького ребенка хватают, связывают ему руки и держат за лицо, чтобы выдернуть больной зуб, он боится и воспринимает эту подготовку к полезной ему операции как насилие. Когда я иду к зубному врачу сам, я тоже боюсь. Но понимаю, зачем это мне, охотно не хватаю врача за руки и готов помогать ему. Когда Вы «вынуждено» подчиняетесь, вам неудобно, тесно, вы будто бы поступаетесь своим, отказываетесь от себя. А в том, о чем говорю я, вы бережете свой мир, обеспечиваете себе условия для собственной свободы.
- Но, как в это перейти? Тесно-то все равно!
- Мы же умеем ставить себе цели. И можем создавать для себя проекты такого своего будущего, которое нам нужно, ради которого не жалко делать усилие, переживать непременные трудности и затраты. Будущее в которое мы хотим идти, мы идем без насилия над собой. «Любишь кататься, люби и саночки возить»!
Человек одарен самой высокой способностью к приспособлению. Желанная перспектива нас мобилизует. Дает силы ее добиваться. Окупает затраты. Тогда трудности только взъяряют.
Напомню об одном нашем свойстве. Человек –- «животное, обособляющееся в обществе» - утверждает философ. Животным свойственна общая особенность. Работа их организма, всего существа животного приспосабливается к прогнозируемому будущему, приноравливается к обеспечивающему это будущее поведению. Собака лежит – организм дремлет. Бежит – дыхание учащается, сердце колотится, мышцы полнятся силой и т.д. Когда мы, поставив желанную цель, планируем и организуем нужное нам поведение, все наше существо без нашего усилия, заранее обеспечивает это поведение силами. Обеспечение поведения, ведущего к желанным целям осуществляется достаточно органично, легко и не переживается стеснением личной свободы.
Когда мы выбираем принимать действительность как насилие над собой, мы все равно вынуждены ее терпеть. Но всегда чувствуем себя стесненными, мучимыми, как тот связанный ребенок.
Согласившись принять свободу этого мира, мы создаем условия для собственной свободы, соглашаемся у мира учиться, не стесняя себя. Осваиваясь, становимся его частью – участниками. Выбрав поведение, доживаем до его органичного осуществления. Создавая выбранное нами будущее и привыкая к нему, осуществляем себя – свободны.

Комментариев нет:

Отправить комментарий